9 ноября на совместном совещании в Законодательном Собрании на этот вопрос искали ответ участники двух парламентских комитетов: по жилищной политике и по аграрным вопросам. Обсуждение было посвящено реализации на территории города Ульяновска и Ульяновской области изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

В дискуссии приняли участие председатель комитета Законодательного Собрания по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев, председатель комитета регионального парламента по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, депутаты Сергей Глебов, Андрей Толмачев, директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды минсельхоза Ульяновской области Данила Урдин, и.о. министра промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин, начальник Управления по охране окружающей среды администрации города Ульяновска Александр Курашов, директор Департамента по регулированию цен тарифов министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Сергей Ципровский, представители надзорных органов, муниципальных образований, председатели товариществ собственников жилья многоквартирных домов, специалисты в сфере ЖКХ.

Изменения в закон «Об отходах производства и потребления» направлены на кардинальное улучшение экологической обстановки в регионах, борьбу с несанкционированными свалками, организацию порядка транспортировки и утилизации твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и частных домовладений. Субъектам Российской Федерации поручено, в частности, внедрить раздельный сбор и переработку отходов, размещать их на специальных полигонах, либо сжигать.

К 26 сентября 2016 года региональные власти должны были утвердить территориальные схемы обращения с отходами и предоставить их на согласование в Росприроднадзор. В Ульяновской области такая схема разработана – наш регион вошел в число 48, где данный документ утвержден. Схема состоит из трех зон: правобережье Ульяновской области, левобережье, а также город Димитровград с Мелекесским и Новомалыклинским районами. При необходимости схема будет корректироваться не реже чем раз в три года. На рынок по предоставлению услуг по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов через конкурс должен прийти частный инвестор – региональный оператор.

Согласно изменениям, после 1 января 2017 года в платежных документах за ЖКУ должна появиться новая коммунальная услуга – «Обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО). Одновременно с её появлением из перечня содержания общего имущества должна быть исключена услуга «Сбор и вывоз ТБО». Плата за услугу по обращению с ТКО рассчитывается с человека. Обязанность собственников по оплате этой услуги возникает после утверждения единых тарифов на услугу по обращению с ТКО и заключения соглашения между органом госвласти субъекта и региональным оператором по обращению с ТКО. Однако необходимые нормативные документы для расчета единого тарифа и документы для проведения конкурса по выбору регионального оператора, которые должен разработать федеральный центр, в настоящее время отсутствуют.

Таким образом, реализации закона в субъектах тормозится из-за отсутствия федеральных нормативно-правовых актов.

На совещании были высказаны противоположные мнения: перенести сроки вступления закона, чтобы как можно более тщательно подготовить его реализацию, и не переносить сроки, в надежде, что федеральный центр в ближайшее время всё же подготовит недостающие документы. Так, Сергей Глебов считает, что, поскольку проблема утилизации отходов крайне остра, то приступать к ее решению нужно как можно быстрее. Другие участники совещания призвали отсрочить введение новых правил хотя бы до 1 июля 2017 года. Виктор Антипов, в частности, выразил опасение, что тариф на данную коммунальную услугу для населения может значительно вырасти. Региональное правительство должно разработать оптимальную систему ценообразования на вывоз и утилизацию ТКО и для операторов данной услуги, и для потребителей.

– Необходимо найти разумный баланс между коммерческим интересом оператора, рентабельностью этих работ и требованием Президента РФ не превысить 5% увеличения платежной нагрузки для населения, – отметил Виктор Антипов. – Но очевидно, что мы движемся в правильном направлении, так как только 10% наших отходов перерабатываются, тогда как в передовых европейских странах уровень переработки гораздо выше.

– Прежде чем принимать решение, необходимо просчитывать все риски и не допустить роста платежей за ЖКУ. Ведь наша основная задача – защита прав и законных интересов жителей. Вместе с тем понятно, что проблему обращения с твердыми коммунальными отходами надо решать. Федеральный центр такой механизм разработал, но при этом не обеспечил реализацию закона необходимыми нормативно-правовыми актами. В Госдуму уже внесен законопроект с предложением перенести новые платежи за ТКО на год, и мы рассмотрим его на Законодательном Собрании. А пока обратимся в федеральные и региональные органы власти с предложением ускорить разработку и принятие недостающих документов, сделав акцент на необходимости более тщательного расчета нормы накопления ТКО и единого тарифа. Комитет уже подготовил проекты обращений в Правительство РФ. Также необходимо внести изменения в законодательство, чтобы новая коммунальная услуга принималась в расчет при начислении льгот и компенсаций, – подчеркнул в заключение председатель комитета по жилищной политике Геннадий Антонцев.