Надо сказать, специально тему о Симбирском кадетском корпусе не планировал и пришел к ней извилистым путем. Об этом военно-учебном заведении много информации в разных источниках, желающие без труда ее найдут, а здесь не ставлю задачу подробно описывать историю корпуса, остановившись только на одном эпизоде. Все же предварительно – краткая справка.
В 1873 г., по ходатайству земского собрания, император Александр II повелел открыть в Симбирске военную гимназию на 300 чел. Это было всесословное, но платное учебное заведение. Сначала оно размещалось в общежитии Симбирской гимназии, а в 1877 г. для военной гимназии было построено собственное здание. К началу 1880-х г.г. Военное министерство пришло к выводу, что военные гимназии не справляются с задачей подготовки кадров для военных училищ. В 1882 г. они были переименованы в кадетские корпуса, а в 1886-м утверждено Положение о них. С этого времени Симбирский кадетский корпус перестал быть всесословным, в него принимали только детей офицеров, чиновников и дворян. В 1890-х г.г. построено здание офицерских квартир (ныне городская дума). В этом огромном здании размещалось всего 28 служебных квартир: директора, командиров, рот, воспитателей. На берегу Волги, у дер. Поливна, был устроен летний лагерь кадетского корпуса. Корпус существовал до 1918 г., потом здание занимали курсы красных командиров, Ульяновское гвардейское танковое училище и, наконец, Ульяновское гвардейское суворовское училище. О жизни корпуса красноречиво рассказывают фотографии в подборке (часть – в комментариях к снимкам).
Теперь – собственно к теме. Некоторое время назад увидел фотографию встречи на вокзале в Симбирске Великого князя Константина Константиновича Романова (фото 1 в подборке). Поскольку на тот период мало что знал об этом члене императорской фамилии, и вообще ничего – о факте и целях посещения им Симбирска, захотелось заполнить пробел. Так вот. Великий князь был Главным начальником военно-учебных заведений Российской империи (см. текст на фото 2) и большую часть своего времени проводил в инспекторских поездках. В Симбирск он прибыл в октябре 1900 года именно с целью посещения кадетского корпуса. Это было его первый визит в Симбирск, вскоре после принятия должности, но далеко не единственный. Так, Великий князь приезжал сюда в декабре 1903 г. для торжественного вручения корпусу знамени, пожалованного императором.
В числе прочих материалов наткнулся на книгу Георгия Ишевского «Честь», изданную в Париже в 1956 г. Странно и стыдно, но прежде не знал об этом произведении. Книга рассказывает о воспитаннике Симбирского кадетского корпуса и читается, как говорится, «на одном дыхании». Если Вам еще не попадалась эта книга – почитайте. В ней подробно описывается корпус, жизнь кадетов, здесь же привожу (с небольшими сокращениями) одну главу: о посещении кадетского корпуса Великим князем Константином Константиновичем.
ГЕОРГИЙ ИШЕВСКИЙ, «ЧЕСТЬ».
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КОНСТАНТИН.
Великий Князь Константин Константинович долгое время занимал пост Августейшего начальника военно-учебных заведений. Ему было вверено воспитание и образование молодежи, и едва ли во всей России можно было найти более достойного государственного деятеля, сумевшего направить это воспитание в широкое русло прекрасных и незыблемых традиций русской армии и флота. Высокообразованный человек, писатель, поэт, музыкант, он был тем «добрым сеятелем», который щедрой рукой бросал на нивы молодости зерна отеческой любви, ласки, заботы, добра, и в сердцах кадет оставил по себе нетленную память.
С момента первого посещения корпуса в 1900 г. у Великого Князя с симбирскими кадетами установились, и пожизненно сохранились, особо теплые отношения. По его отъезде из корпуса, неизвестно по чьей инициативе, все кадеты написали Великому Князю личные письма. Письма были переплетены в три книжки, по количеству рот корпуса, обтянуты обложкой художника П.И.Пузыревского и, с препроводительным письмом директора корпуса, вручены Великому Князю.
«…Я все это читал и перечитывал с умилением и даже иногда со слезами радости. Особенно растрогали меня два письма кадет, которым угрожало исключение из корпуса за дурное поведение. Я разрешил оставить их в корпусе, чтобы дать им возможность исправиться… Не могу описать тебе радости быть опять у моих симбирцев. К ним у меня особенно нежные, идиллические чувства». Так писал Великий князь своей сестре.
Каждый приезд Великого Князя был праздником для кадет. Как-то по-другому текла согретая теплом заботы казенная жизнь корпуса, как-то радостно и легко дышалось. Доверив официальную часть инспекции прибывшему с ним, на вид суровому, но доброму генералу Лайминг, Великий Князь все время проводил среди кадет, кочуя из одной роты в другую. Он не любил, когда его сопровождает администрация корпуса и, чаще всего, появлялся там, где его меньше всего ждали. В часы уроков ходил из одного класса в другой, проверял знания кадет по разным предметам, спасал утопающих, которым в журнале сам ставил несколько повышенную отметку, впоследствии называвшуюся «великокняжеской».
Пять часов вечера. В третьей роте перед вечерними классными занятьями последний шум, беготня, крики…
— Смирно! — зычным голосом, стараясь заглушить многогласный шум разбушевавшейся детворы, кричит дежурный воспитатель при неожиданном появлении Великого Князя.
— Здравствуйте, дети! — радостно восклицает Великий Князь, не дожидаясь рапорта дежурного офицера.
— Здравия желаем, Ваше Императорское Высочество! — нестройно звучат детские голоса с разных мест длинного ротного зала. Из классов высыпали все кадеты. Окружили кольцом Великого Князя. Начинаются игры: чехарда, бег наперегонки, бег в мешках… Шумно, весело и просто. Великий Князь сам руководит играми и раздает победителям пакетики с конфетами. Дядьки приносят канат, пробовать силу — кто кого перетянет. Кадеты с шумом берутся за канат: впереди силачи, в конце слабосильная мелюзга 1-го класса. Великий Князь, дежурный воспитатель и только что прибывший в роту полковник Евсюков стоят в центре. Свисток дежурного воспитателя. Потянули… Первое время, пока не иссякли силы, обе стороны стойко отстаивают свои позиции. Великий Князь подбадривает тех и других, лицо его озаряется доброй улыбкой. Вдруг кадеты вторых отделений сделали один, другой удачный рывок, противник зашатался и, потеряв баланс, заскользил по полу. Великий Князь перебежал на сторону слабых, взялся за канат, восстановил равновесие сил, и через несколько секунд черная экзальтированная масса покатилась обратно, заскользила и, оглашая воздух детскими, звонкими голосами, как орехи рассыпалась по паркету. К радости одних и к горечи других сторона Великого Князя победила. Побежденные и победители плотным кольцом обступили Великого Князя. С разных сторон искорками беспредельного обожания горели детские глаза.
— Ну, а теперь, дети, по классам — готовить уроки. Я завтра приду, и буду спрашивать вас. Я строгий, — закончил Великий Князь, с улыбкой оглядывая коротко стриженые головы кадет. Кадеты молча побрели в свои отделения, унося в своих сердцах ласку и тепло, согревшие их маленькую казенную жизнь.
Шесть часов утра. Час подъема. Великий Князь в спальне 2-ой роты. Со всех сторон слышится сладкое посапывание крепкого, молодого сна. Оторопевший от неожиданной встречи с Великим Князем горнист, надув румяные щеки, нестройно трубит утреннюю зорю. Великий Князь с улыбкой наблюдает, как, испуганные резким звуком трубы, просыпаются, вскакивают кадеты, идет с ними в просторную умывалку, где из больших подвесных кранов плещется холодная вода, докрасна разогревая детские тела. Сам делает утренний осмотр, журит за плохо вычищенные ногти, с ротой поет молитву перед образом, и с аппетитом ест холодную котлету, отпивая из кадетской кружки сладкий горячий чай.
За четыре дня пребывания в корпусе Великий Князь не пропустил ни одной трапезы, и желанным дорогим гостем побывал на каждом столе огромной корпусной столовой. Для всех, в зависимости от возраста, у него находились простые теплые слова, оставлявшие в сердцах кадет глубокий след обожания. С малышами, только что оторванными от семьи и еще не свыкшимися с суровой обстановкой корпуса, он шутил, рассказывал смешные истории, радовался их веселому смеху, и сам хохотал с ними. С юношами 2-ой роты вел более серьезные беседы: о необходимости хорошо учиться, быть примерного поведения и постепенно подготовлять себя к высокому званию будущих учителей солдат. Великий Князь любил повторять одну и ту же фразу. Задумается, окинет ласковым взором кадет, и как то проникновенно скажет: «В мире я самый счастливый отец. У меня 15 тысяч сыновей в возрасте от 10 до 17 лет, и все кадеты, все будущие верные защитники Отечества и Престола».
Остается неизвестным, знал ли Великий Князь, что его аппетит и повышенная любовь к кадетскому столу приносили большой убыток инвентарю корпуса, ибо каждая тарелка, на которой он ел, каждая кружка, из которой он пил, забиралась кадетами, разбивалась на мелкие кусочки и раздавалась на память. Особенно ценились кусочки с нетронутой буквой «К». Корпусная посуда была белая с синими буквами «С.К.». Эти кусочки разыгрывались в лотерею. Администрация корпуса, конечно, знала о существовании этой, на первый взгляд, не совсем разумной традиции, но она всемерно поддерживала ее, как проявление чистой детской любви к Великому Князю.

Симбирский вокзал, октябрь 1900 года. Встреча Великого князя Константина Константиновича. Источник: uln.su.

1jCNyrMCcNOo

Великий князь Константин Константинович, Главный начальник военно-учебных заведений Российской империи. Источник: bigslide.ru.

2WIoDvqZ7U-I

Симбирский кадетский корпус. Источник: archeo73.ru.

3KsPQrMNjiMk

Офицерские квартиры Симбирского кадетского корпуса. Источник: archeo73.ru

4c7JUHfZbjTE

Кадеты Симбирского кадетского корпуса. Источник: cadethistory.ru.

5QJFc3AISZOE

Кадет Симбирского кадетского корпуса. Источник: ria1914.ru.

6lLGrj1deYF0

Гимнастический городок Симбирского кадетского корпуса. Источник: archeo73.ru.

7fDX1Hb2bIc

Урок естественной истории в Симбирском кадетском корпусе. Источник: cadethistory.ru.

8brZ6Hk2mUeo

Урок танцев в Симбирском кадетском корпусе. Источник: cadethistory.ru.

9s5oEyY0qIU8

10SHlLUxsJfGY