В последнее время в СМИ уделяется большое внимание патриотизму. Одни восхищаются, другие – иронизируют, относятся критически. Значит, интерес к нему повышается.
Википедия поясняет, что такое патриотизм:
Патриотизм (греч. πατριώτης –соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.
В словарях приводятся более упрощённые понятия патриотизма:
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. (Национальная социологическая энциклопедия).
Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. (Большая советская энциклопедия).
Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
Патриотизм – это готовность пожертвовать личными интересами ради достижения общественного блага.
Приведённые понятия патриотизма либо усечённые, не раскрывающие полного смысла патриотизма, либо примитивные.
Попытаемся привести более развёрнутое понятие патриотизма:
«Патриотизм (от греч. πατριώτης(patriótes) — соотечественник, πατρίς(patrís) — родина, отечество) – это:любовь к отечеству, родной земле и природе; уважение к трудовому народу – созидателю, его языку, культуре и традициям; преданность им, стремление своими действиями служить их интересам; умение ставить общественные интересы выше личных».
Если говорить о патриотизме в рамках государства, то можно добавлять: «Патриотизм – это любовь и преданность Родине, её государственным законам, уважение к гражданам государства (соотечественникам),защита территории, законов и граждан государства от внешних и внутренних врагов, развитие достижений своего государства».
Патриотизм проявляется и существует только тогда, когда соблюдаются все его эле-менты. Стоит выбросить какой-либо из названных элементов и патриотизм перестаёт существовать, его просто нет.
Отечество (отчизна) – земля наших отцов, которую мы должны любить и уважать (по определению). Родина – место, где мы родились, провели детство, где мы живём, место, которое мы обихаживаем, постоянно улучшаем. Иногда место рождения и проживания не совпадают. Тогда мы стремимся улучшить место проживания и с любовью и гордостью вспоминаем место рождения, своих прежних сотоварищей. Нам со школьной скамьи прививают любовь к родной природе – полям и лугам, лесам и рекам, а в крупных городах – к историческим домам, улицам, к памятникам культуры, к памятникам прошлого.Родиной (с большой буквы) мы называем свою страну, государство вместе с законами, по которым живём.
Учителя в школе учат детей любить природу, бережно к ней относиться. Учат всех одинаково. Только учащиеся, став взрослыми, по-разному относятся к природе. Один на пустыре, ни к чему не годном, либо в одиночку, либо с привлечением ребят, посадит несколько деревьев, в тени которых будут отдыхать со временем люди. Другой в это время, через квартал от этого пустыря, вырубает прекрасную аллею, чтобы застроить многоквартирный дом с продажей квартир по выгодной, спекулятивной цене. Один, инициативный, с привлечением общественности и вложением собственных средств очистит участок реки от тины, устроит небольшой пляж для отдыха односельчан, другой – по соседству выкупит участок реки, и никто не моги попытаться половить рыбку на этом участке. Хозяин может и разрешить, но за определённую плату.
Если спросить этих людей, любят ли они свою родную землю? Ответят утвердительно. «Да, конечно!». Только одни относятся к родной земле с любовью во благо многих людей, другие только для своей выгоды, с потребительской любовью.
Каждый гражданин должен уважать родной язык, культуру и традиции своего народа. Родной язык русских людей – русский. Он в какой-то мере является преемником языка русов Древней Руси, но и значительно отличается от него. Язык русов развивался под влиянием языков соседних народов – мордвы, кривичей, меря, затем болгар, половцев и других угро-финских и тюркских народов. Позже он развивался под влиянием языков западных народов – французов, немцев, шведов. Французский язык среди аристократии даже испольовался, как повседневный. И эти аристократы по духу вряд ли были патриотами России, скорее, патриотами Франции. Русский язык в дальнейшем развивался и совершенствовался на основе развития русской, советской и мировой науки и техники. В то же время русский язык способствовал развитию языков и культур соседних народов, как народов России, так и зарубежных. В настоящее время русский язык является языком межнационального общения народов России и других народов, поэтому требования к его чистоте должны быть высокими.
Мировая культура, как и язык, являющийся основой культуры, развивались под влиянием русской культуры. Во всём мире известны имена и произведения Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Булгакова, Есенина, Шолохова, Твардовского, Бондарева. Мировую известность завоевали русские композиторы Бородин, Глинка, Мусорг-ский,Чайковский, Кабалевский, Свиридов, Прокофьев, Шостакович. Прославили Россию художники Суриков, Шишкин, Айвазовский, Пластов и другие.
В России также используют творчество работников культуры других стран,что сближает народы этих стран с народами России. Народы России, оставаясь патриотами своей страны, с уважением относятся к культуре других народов. Некоторые наши соотечественники даже слишком усердствуют в освоении английского языка (считай американского). Очень часто употребляют одиночные слова, не разговаривают на английском, что приветствовалось бы, а именно одиночными словами бравируют, например, о кей, шоу, шопинг, файндрайзинг, митап, флешмоб. Скорее всего, эти слова употребляют агенты влияния через НКО. Вот фраза, услышанная в автобусе: «Как придёшь домой, звони мне онлайн». Можно было бы сказать: «…, звони мне, я буду на линии (буду ждать звонка, звони сразу). Если хочется поупражняться в английском, так разговаривайте в диалоге. Практика не помешает. Ну, это, так сказать, бытовые отклонения от русского языка. А вот почти каждый фильм начинается латинскими буквами (не знаю, на каком языке), то это уже преклонение перед забугорностью. Иногда начальная надпись к фильму выполнена русскими буквами, но со-держит слово «продакшн». Это можно пресечь нормативными актами государства (законом, постановлением и т.д.). Но только попробуйте принять такие акты, сразу появятся протестующие: «Убивают свободу. Говорю и пишу, как хочу».
Вот как относятся работники культуры к чистоте русского языка. Известные российские кинематографисты обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой внести поправки в закон о запрете мата и разрешить использовать обсценную лексику (обсценная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения… –ru.wikipedia.org›Обсценная лексика в русском языке). Обращение подписали такие известные персоны, как Федор Бондарчук, Сергей Мирошниченко, Никита Михалков, Олег Табаков, Карен Шахназаров.По мнению режиссеров, «следует разрешить употребление нецензурных выражений на телевидении, в кино, литературе и СМИ, так как запрет существенно обедняет возможности художественной реализации авторского замысла и восприятия художественных произведений совершеннолетними гражданами РФ». Подписанты понимают, что, если есть закон, то его принимала Госдума, а подписывал Президент, а обратились к премьер-министру, авось с заднего крыльца проскочит.
Ну, пусть бы подписанты были какая-нибудь шушера, а как мог подписаться культурнейший Шахназаров. Я не думаю, что он, частый участник телепередач, получив разре-шение на мат, будет в каждом своем монологе (в передаче у Соловьёва) применять примерно такое выражение: «Игил твою Абаму».
Недавно руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Райкин на седьмом съезде Союза театральных деятелей России выступил против цензуры и «борьбы за нравственность» со стороны общественных организаций.его тревожат «наезды на искусство», появившиеся в последнее время.Он считает, что«группки оскорбленных якобы лю-дей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна – дистанцируется. Это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры». Не понимает лицедей, что всё его творчество должно быть направлено на служение народу, обществу. И если он получает критику от общества, значит, плохо ему служит, и труд его напрасный. И правильно поступают общественные организации, добиваясь закрытия безнравственных творческих работ, нельзя до-пускать нравственного разрушения общества. Непатриотично это. Неужели не понимают «одиночки и группки ”выдающихся деятелей культуры“», выступающие против общества, что они обречены. Народ также не понимает и власть, которая нейтральна и своим невмешательством потворствует внедрению в общество безвкусицы. А истинных творцов от культуры народ любит, и тех, кто жил один-два века назад, и тех, кто творит в настоящее время. Аркадия Райкина с любовью вспоминают и сейчас.
Каждый народ соблюдает присущие ему традиции. Традиция – это то, что накоплено предыдущими поколениями и передаётся из поколения в поколение путём преданий, устных пересказов или письменных документов. Передаются накопленные знания, религиозные верования, обычаи, мода в одежде, порядок поведения в быту и обществе. Так мы узнаём из былин и сказов о деяниях русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Мы гордимся их подвигами во славу земли русской. Они являют собой пример подражания для новых поколений. И они, новые поколения, также готовы защищать землю русскую от новых врагов. Мы узнаём также о богатыре-крестьянине Микуле Селяниновиче. Его повседневная забота землепашество, хлеборобство. Он облагораживает Мать Сыру Землю и она одаривает его своими плодами –хлебными колосьями, овощами. Микула – кормилец русского народа. Русские богатыри – патриоты земли русской.
Мы узнаём сначала изустно, а затем и по письменным источникам о вере наших славянских предков, русов, поклонявшихся языческим богам. Все славянские боги, входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). От него зависели свет, тепло, жизнь. Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. функциональные боги: Перун – покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного небесного огня, Велес – черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг, мудрости и магии, Стрибог – богветра. Среди славянских богов на Руси почитались и богини-женщины: Мокошь– покровительница прядения и ткачества, Берегиня-Рожаница – хранительница домашнего очага, тепла, кормилица, матушка, покровительница молодоженов идеток, радость стариков. Русы имели идолов своих богов, охраняли их и верили в их защиту от разных напастей.
Киевский князь Владимир Святославич, в отличие от своего отца Святослава Игоревича, решил отказаться от язычества и принять христианство.Он ре-шил взять в жёны византийскую царевну Анну. Условием для женитьбы Владимира со стороны братьев Анны, византийских царей Василия и Константина, было принятие им христианства. Владимир крестился в православную греческую (византийскую) веру в крымском Корсуне (Херсонесе) в 988 году. В Киев Владимир возвратился с молодой женой, греческим духовенством и стремлением крестить всех русов. В качестве купели были воды Днепра и его притока Почайны. Народ силой загоняли в воду, сопротивляющимся рубили головы. Языческих идолов сжигали, либо бросали в воду. Вот так русы изменили и своей вере, и своим традициям.Новую веру устанавливали мечом и огнём (конечно, силе оружия сопротивляться сложно). На всей территории Древней Руси стали строить церкви. В отдалённых местах, да и в крупных городах, язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
После того, как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией, но стало иметь огромную политическую и общественную роль и со временем превратилось в государственную религию, довлея над сознанием народа.
Приняв православную религию, Владимир стал первым нарушителем православных заповедей. Вот некоторые из этих десяти заповедей и отношение князя к ним.
1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.– Предал Князь обычаи русов и предков своих.
2. Не убивай.–Владимир убил брата своего князя Ярополка, беременную жену его взял в наложницы.
3. Не прелюбодействуй. – У Владимира было 10 жён, сотни наложниц. Что это, как не прелюбодейство?
4. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. – разорил брата и взял в жёны его жену Рогнеду. Нарушал великий князь те святые заповеди, из-за которых (в том числе) решился изменить вере отцов своих и принять новую, не знамую веру.
Есть в этих заповедях и прославление Богом самого себя. Короли, князья, цари и императоры, которых считали помазанниками божьими на Земле, и высшие церковные иерархи также не стеснялись в самовосхвалении. Только народ был никем и всем был обязан. Таковым остаётся и до сих пор. А всем хочется быть равными со всеми. Равными, не только перед Богом, но равными и в обществе. Народ мечтает о социальном равенстве, социальной справедливости.
Только несправедливость видна на каждом углу. Один «патриёт в три глоткижрёт», другой перебивается с хлеба на воду. Один захватил недра, все богатства страны, у другого, кроме пенсии или пособия ничего нет. Пенсия в основном расходуется на лекарство. А по справедливости должно быть так: у граждан с низким достатком жизнь должна быть сытой и сами они одеты, обуты. У граждан со средним достатком средний достаток должен быть в 5 раз больше достатка граждан с низким достатком. У граждан с высоким достатком средний достаток должен быть в 5 раз больше достатка граждан со средним достатком. Цены на товары и тарифы на услуги необходимо снижать. Образование и здравоохранение должны быть бесплатными на деле, а не на словах. У нас много говорят о борьбе с воровством, взяточничеством, коррупцией. Бороться надо на деле. Попался на этих преступлениях – конфискация имущества должна быть неминуемой у всего ближнего рода (супруги, дети, родители, сваты, племянники) и никто из них не должен занимать соответствующих должностей. Может быть, родственники будут сдерживать любителей незаконной наживы. Как-то с нечестью надо реально бороться.
Мы говорили в основном о русском патриотизме, приводили примеры из жизни русского народа, русской культуре. Всё сказанное можно перенести на культуру и патриотизм любого народа Российской Федерации. Значит, мы говорили о российском патриотизме.

Щербаков Евгений Фёдорович родился в мае 1939 га в селе Потодеево Наровчатского района Пензенской области.
Кандидат технических наук Авто 32-х изобретений и нескольких учебников для подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.
Автор сборника повестей «Отчий дом» (2006), сборник рассказов «Между лесом и поля-ми» (2008), сборник стихов «Судьба» (2008), романа «Семья» (2010).
Член Союза русских писателей.
В 2011 году Евгений Фёдорович организовал и возглавил Ульяновскую региональную общественную организацию поддержки детей Великой Отечественной войны «Дети войны».