В акватории Куйбышевского водохранилища, в районе Поливно, продолжаются работы по обследованию двух оголовков водозабора. Напомним, что в понедельник из-за природного явления, которое в последний раз наблюдалось около 30 лет назад, без воды осталась практически вся правобережная часть Ульяновска. Покрытые 10-15-сантиметровым слоем льда и шугой окна не пропускали воду в насосы “МУП “Ульяновскводоканал”. В настоящее время ситуация нормализовалась: полностью восстановлено холодное водоснабжение, завершается подача горячей воды в Железнодорожном районе.

Мы побывали на пересменке водолазов, которые продолжают обследование водозаборного оголовка, и пообщались с начальником службы подводно-технических работ Николаем Табаковым. Последний рассказал, насколько нештатным для “Водоканала” стал прошедший инцидент, из каких этапов состояли очистные работы и какими подручными средствами водолазы пробивали лед.

1

– Какие работы сейчас проходят? Чем занимается ваша бригада? Что вы от них сейчас ждете?

– На данный момент производится обследование после проведенных вчера и ночью работ по очистке шуги – ледяного колотого льда, который забил водоприемные окна оголовков как маленького, так и второго, большого. На данный момент водолазы смотрят результаты по первому оголовку – осталась там шуга или нет, потому что проблема была по обоим оголовкам. Затем приступят к работам на втором оголовке. По показаниям приборов, теоретически на данный момент всё стабилизировалось, подача воды идет по норме. В любом случае, мы будем делать погружения и проводить непосредственные обследования внутри оголовков и окон.

– Ночью какие работы проводились? Насколько для вас они были штатными? 

– На моем опыте засорения шугой ни разу не было, хотя на “Водоканале” я уже 15 лет работаю. Работа неординарная, но ничего сложного в ней нет. Паники она никакой не должна была поднять. Понимаю, что отсутствие воды у большей части населения – не маленькая проблема, но, тем не менее, вопрос этот решился без всяких проволочек. Сделали обследование, узнали причину, встали на якорь и с плавсредств произвели работы по очистке шуги с приемных окон.

– Каким инструментом чистили окна?

– Так как ситуация была нештатная, в первый раз, пользовались подручными средствами: обыкновенным ломом, монтажкой, топором и т.д. Пробивали окно диаметром 90х90 сантиметров, но те менее, оно было покрыто толстым слоем наледи в 10-15 сантиметров, плюс шуги где-то ещё полметра. Задача была проломить шугу и дать свободный доступ воде.

– Сколько по времени длились погружения?

– Первое погружение и обследование было где-то полчаса, чтобы узнать причину. Во втором погружении открывали окна, чтобы водолазам был доступ к работе непосредственно внутри приемных оголовков. Второе погружение было где-то минут 40-50, окна были запенены, была небольшая сложность. После чего пошел третий водолаз, который уже непосредственно производил очистку приемных окон. Проблема еще в том, что всё это находится в замкнутом пространстве. Сооружение, в которое водолаз заходит через люк – очень тесное. Водоприем находится внизу, там особо не развернешься, тем более с громоздким снаряжением. Это всё накладывало определенные сложности в работе.

– В Киндяковке проверяли сегодня оголовок?

– Там пока никаких проблем нет. Там всё-таки техническая вода.

– Сколько всего водолазов участвовало?
– Участвовала служба “Водоканала” из пяти человек, также присутствовала сторонняя организация – “Подводные технические работы”, у неё тоже человек шесть было

– Во время очистных работ водозабор отключают?

-Да, конечно, это обязательное требование техники безопасности. Происходит не просто отключение, а разборка электрической схемы, чтобы не произошло самопроизвольного включения.

-Винты кораблей как-то помогли?

– Винты кораблей на этом оголовке помочь никак не могли. Забивание шугой произошло внутри, поток воды туда никак не мог попасть, проблему могли устранить только водолазы. А вот на другом оголовке, видимо, помогло.

Семен Мукин, Ольга Турковская