В акватории Куйбышевского водохранилища, в районе Поливно, продолжаются работы по обследованию двух оголовков водозабора. Напомним, что в понедельник из-за природного явления, которое в последний раз наблюдалось около 30 лет назад, без воды осталась практически вся правобережная часть Ульяновска. Покрытые 10-15-сантиметровым слоем льда и шугой окна не пропускали воду в насосы «МУП «Ульяновскводоканал». В настоящее время ситуация нормализовалась: полностью восстановлено холодное водоснабжение, завершается подача горячей воды в Железнодорожном районе.

Мы побывали на пересменке водолазов, которые продолжают обследование водозаборного оголовка, и пообщались с начальником службы подводно-технических работ Николаем Табаковым. Последний рассказал, насколько нештатным для «Водоканала» стал прошедший инцидент, из каких этапов состояли очистные работы и какими подручными средствами водолазы пробивали лед.

1

— Какие работы сейчас проходят? Чем занимается ваша бригада? Что вы от них сейчас ждете?

— На данный момент производится обследование после проведенных вчера и ночью работ по очистке шуги — ледяного колотого льда, который забил водоприемные окна оголовков как маленького, так и второго, большого. На данный момент водолазы смотрят результаты по первому оголовку — осталась там шуга или нет, потому что проблема была по обоим оголовкам. Затем приступят к работам на втором оголовке. По показаниям приборов, теоретически на данный момент всё стабилизировалось, подача воды идет по норме. В любом случае, мы будем делать погружения и проводить непосредственные обследования внутри оголовков и окон.

— Ночью какие работы проводились? Насколько для вас они были штатными? 

— На моем опыте засорения шугой ни разу не было, хотя на «Водоканале» я уже 15 лет работаю. Работа неординарная, но ничего сложного в ней нет. Паники она никакой не должна была поднять. Понимаю, что отсутствие воды у большей части населения — не маленькая проблема, но, тем не менее, вопрос этот решился без всяких проволочек. Сделали обследование, узнали причину, встали на якорь и с плавсредств произвели работы по очистке шуги с приемных окон.

— Каким инструментом чистили окна?

— Так как ситуация была нештатная, в первый раз, пользовались подручными средствами: обыкновенным ломом, монтажкой, топором и т.д. Пробивали окно диаметром 90х90 сантиметров, но те менее, оно было покрыто толстым слоем наледи в 10-15 сантиметров, плюс шуги где-то ещё полметра. Задача была проломить шугу и дать свободный доступ воде.

— Сколько по времени длились погружения?

— Первое погружение и обследование было где-то полчаса, чтобы узнать причину. Во втором погружении открывали окна, чтобы водолазам был доступ к работе непосредственно внутри приемных оголовков. Второе погружение было где-то минут 40-50, окна были запенены, была небольшая сложность. После чего пошел третий водолаз, который уже непосредственно производил очистку приемных окон. Проблема еще в том, что всё это находится в замкнутом пространстве. Сооружение, в которое водолаз заходит через люк — очень тесное. Водоприем находится внизу, там особо не развернешься, тем более с громоздким снаряжением. Это всё накладывало определенные сложности в работе.

— В Киндяковке проверяли сегодня оголовок?

— Там пока никаких проблем нет. Там всё-таки техническая вода.

— Сколько всего водолазов участвовало?
— Участвовала служба «Водоканала» из пяти человек, также присутствовала сторонняя организация — «Подводные технические работы», у неё тоже человек шесть было

— Во время очистных работ водозабор отключают?

-Да, конечно, это обязательное требование техники безопасности. Происходит не просто отключение, а разборка электрической схемы, чтобы не произошло самопроизвольного включения.

-Винты кораблей как-то помогли?

— Винты кораблей на этом оголовке помочь никак не могли. Забивание шугой произошло внутри, поток воды туда никак не мог попасть, проблему могли устранить только водолазы. А вот на другом оголовке, видимо, помогло.

Семен Мукин, Ольга Турковская