В последнее время в Ульяновске идут активные дискуссии на уровне общественных организаций по увеличению годовой нормы отпуска тепловой энергии на 1 кв. м отапливаемой площади жилых помещений, установленной Постановлением главы города Ульяновска “О нормативах отпуска тепловой энергии на отопление жилых помещений, не имеющих приборов учета, в размере 0,19 Гкал/год*кв.м”. Конечным итогом “вброса” этих “заказных” дискуссий на общественную площадку будет, возможно, увеличение платы за ЖКУ по статье “Теплоснабжение” в пределах 10-15 процентов.
Из экскурса в историко-документальную базу по этому вопросу: норматив на отопление жилых помещений был вначале утверждён мэром Ульяновска на 2004 год Постановлением №1675 от 9.07.2004г., а затем годовая норма отпуска тепловой энергии 0,19 Г кал год*кв.м была переутверждена Постановлением главы Ульяновска от 24.11.2005 №2874. Практически этот норматив, учитывающий расход тепловой энергии на нужды отопления жилищного фонда в расчёте на один квадратный метр, действует в Ульяновске более десяти лет.
В июле 2011 года «Территориальное управление теплоснабжения г.Ульяновска» – бывший офис ОАО «Ульяновскэнерго», реорганизовано и на правах дочернего предприятия, с включением ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, стало входить в ЗАО «КЭС-Холдинг», созданное в 2002 году. Но уже в 2015 году оно было реорганизовано в ПАО “Т Плюс”. Сейчас в него входит 61 электростанция, в том числе 54 ТЭЦ, четыре ГРЭС, две ГЭС и одна СЭС, более 400 котельных и порядка 18 тысяч километров тепловых сетей.
Производственная деятельность этого энергохолдинга, по информации прессы, в последнее время стала предметом рассмотрения прокуратурой Республики Коми, которая раскрыла подробности громкого дела о взятках, данных руководителям региона руководством энергохолдинга за повышение тарифов по теплоснабжению. Фигурантами по этому делу сейчас, в частности, проходит гендиректор ПАО “Т Плюс” (ранее – ЗАО ” КЭС-Холдинг”) Борис Вайнзихер. Насколько типичны и использовались ли в других регионах такие модели ведения дел, как в Республике Коми, наверняка захотят выяснить правоохранительные органы.
И вновь созданный региональный филиал, видимо, в целях демонстрации активизации своей работы, делает попытку до начала отопительного сезона пересмотреть нормативы расхода тепловой энергии на один квадратный метр в сторону увеличения. Для придания легитимности этой коммерческой идее Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области проводится экономический аудит с целью ревизии фактического потребления тепла на один квадратный метр площади жилых помещений того пли иного типа жилых домов («СК», статья “Недоплата с переплатой” от 18.10.2011 г., таблица №1). И, по всей вероятности, в том числе и эти публикации в прессе охладили коммерческо-нормативный зуд, кто-то, видимо, нажал на “тормоза” и держал их, по крайней мере, до последнего времени. Но уже по статистике, изложенной в той публикации, можно прикидочно утверждать, что саккумулированные на протяжении конца 90-х и начале 2000-х годов якобы миллиардные долги муниципальных МУПов (когда они выполняли в том числе и функции энергоагентов по сбору средств за поставленную тепловую энергию населению, бюджетным организациям “большой энергетикой”) и МУПам выставлялись счета”большой энергетикой” за отопление по нормативу 0,19 Гкал/год*кв.м при фактической недопоставке тепловой энергии населению в пределах 20-25 процентов на I кв. м (табл. №1 в “СК” от 18.10.2011г). При отапливаемой жилой площади от городских ТЭЦ около 8 млн кв.м (всего в городе более 12 млн кв.м жилья) эти проценты фактической недопоставки тепловой энергии выливаются в сумму за десять лет (период аккумуляции муниципальных долгов) в 2-2,5 миллиарда рублей. Эти “воздушные” долги за “недотопы” были повешены па муниципальные МУПы как недоплата “большой энергетике”. Часть этих долгов впоследствии, по решению Законодательного Собрания, была погашена областным бюджетом.
Сейчас у гарантирующего поставщика ПАО “Т Плюс” заключены прямые договоры по теплоснабжению с управляющими жилищными компаниями. Режим по теплоснабжению жилого фонда в последние годы приблизился к нормативному, да и за счёт средств населения проведена приборизация систем теплоснабжения жилья, по крайней мере, большей части многоэтажного жилого фонда. Муниципальные МУПы, в оперативном управлении которых находятся муниципальные тепловые сети, сейчас выполняют функции по транспорту тепловой энергии и фактически являются “подрядчиками” в теплоснабжающей цепочке города с неправомерно повешенными на них в своё время “воздушными” долгами за население города “большой энергетикой”.
Понятно, что увеличение годовой нормы отпуска тепловой энергии на 1 кв. м отапливаемой площади жилых помещений одномоментно трансформируется из экономической плоскости – сверхприбыли субъекта естественной монополии – в повышение социальной напряжённости в городе и головную боль администрации.
И тезис о заниженности норматива – это просто маркетинговый ход.
Во-первых, в температуру воздуха в помещениях немалый вклад вносит электрифицированная бытовая техника, которой обзавелись современные семьи и которая трансформирует электрическую энергию в тепловую. Плюс выделение тепла от газовых и электрических плит, газовых водонагревающих колонок и т.п., применение современных конструкций в тепловом контуре жилого фонда (оконные и балконные пакеты с 3-слойным остеклением, почти исключающие инфильтрацию наружного воздуха в жилое помещение). Во-вторых, темпы потепления на территории России за 100 лет в полтора-два раза быстрее, чем во всем мире, а за последнее десятилетие скорость потепления в стране возросла в несколько раз по сравнению с XX веком (по информации центра “Антистихия”). Об этом информирует и МЧС РФ.
В-третьих, изменения климатических параметров в нашей зоне и конкретно для Ульяновска нашло отражение в Федеральной нормативной базе с трансформацией базовых климатических параметров по годам:
Материалы данной статьи опровергают тезис о заниженности норматива и о том, что население недоплачивает за отопление неоприборенного жилищного фонда. Все как раз наоборот.
Цифры говорят о том, что зима в Ульяновске “потеплела” в сравнении с 1954 г. на 1,6″С, а в сравнении с 1962 годом на 0,34. И дискуссии по увеличению годовой нормы отпуска тепловой энергии при таком температурно-цифровом раскладе, наверное, просто неуместны.
И вряд ли стоит в преддверии президентских выборов поднятием удельных норм повышать “социальный градус” и подражать нашумевшей тарифной политике в ряде регионов РФ. По исследованиям, проведённым Департаментом социологии Финансового университета при правительстве РФ, отмечено, что Тюмень, Москва, Казань, Краснодар, Санкт-Петербург, Челябинск и Екатеринбург – города с самым высоким качеством жизни населения. У Волгограда, Кургана, Ульяновска, Омска, Астрахани и Тольятти, наоборот, самые низкие показатели качества жизни.
Вячеслав Ковеленов, почётный работник ЖКХ России