Когда долго живешь в одном и том же месте – не важно, в селе или городе – глаз неизбежно «замыливается»: привыкаешь к виду зданий и планировке улиц, тому, как строятся новые дома и каковы, так сказать, типичные результаты этого строительства. Например, в Ульяновске на каждом шагу максимально закрытые и неосвещенные витрины магазинов и ресторанов.
А еще ульяновцы давно привыкли, что живут рядом с двумя крупными реками, к которым их город повернут спиной.

2016-11-25_092541

О другом взгляде на привычное нам пространство мы побеседовали с главным архитектором областного центра – руководителем Управления архитектуры и градостроительства горадминистрации Михаилом Мишиным.

– В предыдущих интервью Вы указывали на проблемы, связанные с Генпланом, и законодательные трудности, которые осложняют работу главного архитектора. Сложности остались?

– В целом – да. Я уже говорил вашим коллегам (имеются в виду статьи, опубликованные на порталах: http://ulpressa.ru и http://ulgrad.ru. – Ред.), что мы в настоящий момент вынуждены заниматься не столько собственно архитектурной работой, сколько вопросами территориального планирования. Иначе говоря, сейчас мы, к сожалению, сосредоточены не на том, как создать комфортную и благоприятную среду для горожан (проекты красивых зданий, фасадов, красивого озеленения, благоустройства и т.п.), а на том, как прописать в правилах застройки и землепользования именно те объекты, которые разрешено в этих зонах строить.

Вот буквально за несколько минут до нашего разговора закончилось пятичасовое совещание, на которое были приглашены представители архитектурной общественности, специалисты Департамента архитектуры, юристы администрации Ульяновска. Решались как раз проблемы, связанные с Генпланом и правилами застройки.Генплан как документ, определяющий стратегию развития, должен показывать не как строить город, а как его устраивать. То есть, выражаясь чиновничьим языком, речь идет именно о создании благоприятной среды проживания – сбалансированной, удобной, учитывающей современную экономику и жесткие условия рынка.

Вот возьмем, к примеру, то, как происходит у нас многоэтажная застройка. По большому счету, именно застройщик должен думать о том, чтобы, помимо возведения самих многоквартирных домов, в застраиваемом микрорайоне была и вся социальная инфраструктура – магазины, детсады, остановки, школы и т.п. Почему? Да потому, что это повышает конкурентные преимущества построенного жилья. А что происходит у нас? Строятся в основном не дома и не квартиры, а всего лишь «ячейки для проживания». И какие бы законы ни придумывались, как бы государство ни пыталось контролировать этот процесс, такой подход не изменится до тех пор, пока застройщикам не перестанет быть выгодно создавать подобные дома, пока не появится реальная конкуренция.

Конечно, можно вернуться к созданию Генерального плана по советским меркам. Ведь тогда было запроектировано с самого начала: в микрорайоне есть школа, детский сад, поликлиника, магазины и многое-многое другое. Но и тогда все было не так просто. Часто объекты «социалки» отодвигались на «второй план» – в ущерб вводимым квадратным метрам жилья, а потом и вовсе забывались. Сегодня эти объекты строятся во многом за счет федерального бюджета, а он не безграничен. Все это очень сложные задачи, и простого решения на сегодняшний день не существует. Но работать в данном направлении, безусловно, нужно. Чтобы, с одной стороны, не остановить строительство жилья, а с другой – найти возможность обеспечить именно качественные показатели застройки.

– Благоприятная среда касается и парковочных мест. В ульяновских дворах с этим просто беда…

– Совершенно верно. Кстати, на упомянутой пятичасовой встрече мы затрагивали и этот вопрос. Понятно, что старая советская планировка не предусматривала такого количества автомобилей, какое появилось сейчас. Но ситуация кардинально не изменяется и при строительстве нового жилья. До сих пор нет нормальных исследований, которые бы определили, сколько именно нужно парковочных мест возле многоквартирных домов.

К примеру, если застройщик возводит стоквартирный МКД, то – по логике – он должен предусмотреть около сорока машино-мест возле дома. Во что тогда превратятся наши дворы? В настоящих асфальтовых монстров. Один из выходов из этой ситуации – многоуровневый подземный паркинг. Однако строительство подобных объектов пока чрезвычайно дорого: стоимость одного машино-места сопоставима с ценой однокомнатной квартиры. Представьте, что люди берут в ипотеку квартиру, планируя не один десяток лет за нее платить, а тут еще им предложат и подобное «машино-место». Понятно, что такой подход вряд ли в ближайшее время сможет стать популярным у застройщиков и жителей, но мы неизбежно должны к этому прийти.

– Вы в Ульяновске относительно недавно, работали и учились в Самаре и в других городах, в том числе за рубежом. На Ваш профессиональный и непредвзятый взгляд, каковы основные проблемы нашего города в архитектурном плане?

– Моя мечта – привнести в Ульяновск современные архитектурные решения и современные строительные материалы. В первую очередь я имею в виду использование натурального камня, стекла и бетона. Откройте любой профессиональный архитектурный журнал и вы увидите, что лучшие образцы зданий, украшающих современные города, построены именно из сочетания этих материалов. У нас же до сих пор применяются крайне устаревшие приемы. К примеру, мы считаем верхом красоты, если здание закрыто вентилируемым фасадом из керамогранита. На самом деле это позавчерашний день.

Обычно делают ссылки на наши якобы особые климатические условия, перепады температур и т.п. Я же речь веду именно о современных материалах, ведь технологии не стоят на месте: к примеру, сейчас делают стеклопакеты с совершенно иными, современными и эффективными показателями по знергосбере-жению.

Остановлюсь чуть подробнее на использовании стекла, в частности витрин, что, кстати, очень актуально в связи с оформлением Ульяновска к Новому году. Пройдитесь по центральным улицам обустроенных городов зимним вечером. Что вы увидите? Из открытых больших витрин льется теплый свет, притягивающий посетителей и создающий особое, праздничное настроение. Что же пока у нас? Витрины – там, где они есть, – наглухо закрыты светоотражающей пленкой,причем такого вызывающего цвета, что хочется закрыть глаза и пройти мимо. Либо они чем-то заставлены и закрыты. Возможно ли изменить сложившиеся традиции? Конечно. Просто нужно показывать хорошие примеры.

Что еще? Конечно, подходы к воде. Я бывал в очень многих городах, построенных рядом с водой, в том числе рядом с Волгой. И только в Ульяновске я увидел такую уникальную особенность: город, расположенный на трех реках (если учитывать еще под-земную – Симбирку), повернут к ним спиной или как-то стесняясь, боком. Это неестественно и некрасиво. Понятно, что спуск к Волге затруднен из-за различных геологических, оползневых процессов, а вокруг Свияги – особо охраняемые природные зоны. Однако так или иначе город должен постепенно разворачиваться к воде, создавать прекрасные прогулочные набережные – хотя бы так, как это сделано в последнее время в Саратове или Чебоксарах.

Другой важный стратегический вопрос касается крупных промышленных предприятий, которые в свое время строились на границах города, а затем, после того, как Ульяновск расширился, вдруг оказались чуть ли не в центре жилых массивов. Получилось так, что город проглотил эти предприятия, но не переварил. Естественно, никто даже и не думает об уничтожении этих заводов, но мы неизбежно придем к тому, что огромные территории, занятые сейчас УАЗом, моторным и механическим заводами и другими, начнут осознаваться как городское пространство, именно здесь скрыт огромный потенциал внутреннего развития – без расширения границ города.

– Традиционный завершающий вопрос – о ближайших конкретных планах.

– Во-первых, внутри нашего Управления хотелось бы создать структуру, которая была бы нацелена именно на стратегическое планирование, генерировала новые архитектурные идеи, связанные не только с решением вопросов по Генплану, но и с конкретными, самыми приземленными проблемами по благоустройству. Понимаете, я работаю здесь полгода и ежедневно подписываю сотни исходящих и входящих писем. Это отнимает большую часть времени и к архитектуре имеет самое отдаленное отношение. Создание такой структуры должно изменить ситуацию. Кстати, такую задачу на самое ближайшее время ставит нам и Глава администрации Алексей Гаев.

Во-вторых, хотелось бы провести несколько масштабных конкурсов, которые привлекли бы в Ульяновск архитекторов со всей страны. Именно эти независимые эксперты и высококлассные специалисты могли бы предложить множество нестандартных, интересных идей.

Естественно, далеко не все из них будут реализованы, но и жители, и власть смогли бы увидеть различные варианты архитектурного развития города. Я много раз присоединялся к подобным конкурсам – и как участник, и как организатор. Результаты всегда были положительные. Думаю, что предложенные идеи будут касаться многих из озвученных проблем – от применения новых строительных материалов до «разворота» города к рекам.

Евгений Нувитов