30 ноября отмечает 75-летний юбилей, пожалуй, самый известный завод Ульяновска. В этот день 1941 года было официально зарегистрировано предприятие «Ульяновский автомобильный завод имени Сталина» (УльЗИС). Упоминается как день основания УАЗа и 24 ноября. Возможно, за точку отсчета просто берутся разные события. Впрочем, не так это важно. История прославленного завода и его роль для развития Ульяновска заслуживают внимания, хотя бы в эту памятную дату. Но это настолько необъятная тема, что поневоле встаешь перед выбором: о чем вести речь? Описывать создание и развитие предприятия? Представлять модельный ряд за время его существования? Говорить об уникальных и необычных разработках? Или вспомнить о людях, создававших завод и эти замечательные машины? Об этом целые книги написаны, как можно пытаться охватить все в небольшой заметке и нескольких снимках? В итоге решил сделать две части. В 1-ой представлены фотографии и описание, относящиеся к самому заводу: его созданию и первому, самому трудному десятилетию существования. Во 2-ой части попробуем представить основные вехи истории УАЗа через выпускавшиеся заводом автомобили. Конечно, на всеохватность не претендую, да и деление это довольно условное. Но давайте начнем.

История Ульяновского автозавода началась в тяжелое время – первый год войны. Враг подступал к Москве, и из столицы эвакуировались крупные предприятия. Летом 1941 г. было принято решение и об эвакуации автомобильного завода имени Сталина, выпускавшего необходимые для армии и страны полуторки ЗИС. Часть производства отправлялась в Ульяновск. В октябре сюда прибыли первые эшелоны с оборудованием. Вместе с ними из Москвы приехали 1,5 тысячи работников ЗИС, составившие костяк кадров нового завода. Их число пополнилось многими жителями города. Директором предприятия был назначен П.И.Шварцбург. Надо понимать, что небольшой город со 150 тысячами населения просто не располагал необходимой базой для размещения столь крупного производства и большого числа людей. Все приходилось начинать с нуля. Большинство прибывших москвичей поселили в пригородных селах. Производство сначала размещалось близ Волги, в малоприспособленных зданиях складов таможенного управления (фото 1). Их единственным плюсом было наличие железнодорожных путей, по которым и завезли оборудование. Всего за 2 месяца была проделана огромная работа по подготовке помещений, монтажу и наладке оборудования, и в конце года выпущена первая продукция, еще не имевшая отношения к автомобилестроению. Это были авиационные снаряды. Но уже в мае 1942 года собраны первые ЗИС-5, а летом выпускалось по 20-30 машин в сутки. Одновременно было налажено производство стационарных малолитражных двигателей, газогенераторных установок и другой продукции. Здания складов уже совершенно не отвечали потребностям возросшего производства. Для многих заводских служб там просто не было места. Например, конструкторское бюро размещалось в краеведческом музее. Необходимо было строить новый завод.

Приказ Государственного комитета о строительстве Ульяновского автомобильного завода был издан 22 июня 1943 года. За Свиягой выделили территорию площадью 2000 га. Это был голый пустырь без всяких коммуникаций (фото 2), к которому подвели ветку железной дороги. Не было электричества, его вырабатывали генераторы. Не было стройматериалов, сначала нужно было наладить их производство. Почти полностью отсутствовала строительная техника, большинство работ производилось вручную (фото 3). Не хватало квалифицированных кадров. Одновременно с заводом строились ТЭЦ и жилой поселок. Ценой самоотверженного труда и невероятных усилий все эти трудности были преодолены. Уже через год за Свиягу начали перебираться отдельные заводские службы, а в 1946 г. на новой площадке стояли первые заводские корпуса (фото 4 и далее). В конце 1946-го ТЭЦ начала выработку электричества. Строительство основных корпусов продолжалось в конце 40-х и первой половине 1950-х г.г. Масштабы, без преувеличения, были грандиозными. Посмотрите на проект застройки автозавода 1947 года (фото 7) – это целый город.

Отдельный разговор – о создании и развитии социально-бытовой инфраструктуры автозавода. Уже было сказано, что большинство заводчан проживали в окрестных селах. Уже в 1-ый год строительства завода, в 1943-м, началось возведение жилого поселка, который сначала состоял из нескольких бараков и деревянных домов. В одном из бараков создали клуб. В том же году построили школу, медпункт, гостиницу. В конце 1944 года население поселка выросло до 1200 человек. Большинство жили в полуподвальных бараках на 30-40 семей (фото 9). Два больших события 1944 года – открытие заводской больницы и автомеханического техникума. В целом – немалые достижения для военного времени, когда люди успевали и выпускать продукцию для фронта, и строить новый завод. Жилищное строительство вышло на новый уровень в 1950-х. Началось возведение целого жилого района, первой улицей которого стала Автозаводская. На ней появился новый, роскошный по тем временам клуб (впоследствии «Планета»). 1950ые – 1960ые г.г. для Ульяновского автозавода – период широкого производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, освоения и расширения выпуска семейства автомобилей собственной разработки, которое началось с УАЗ-450. В это же время быстро развивается Засвияжье, возводится жилье, школы, больницы… Построен Дворец культуры УАЗ, рядом – кинотеатр «Свияга». Период наибольшего расцвета автозавода – 1970-ые. В 1972 г. началось серийное производство УАЗ-469, в 1974-м завод выпустил свой миллионный автомобиль. Возводятся новые заводские корпуса, одновременно строятся многоквартирные жилые дома, профилакторий, бассейн… На этом, пожалуй, остановимся. Новейшая история Ульяновского автомобильного завода хорошо известна. К тому же, мы ведь собирались рассмотреть только начало пути предприятия. Во 2-ой части подробнее поговорим об автомобилях, выпускавшихся УАЗом в разные годы и их достижениях. Постараюсь не затягивать, но боюсь, что получится только завтра.

Склады таможенного управления – первые производственные площади Ульяновского автозавода. 1941 год. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.

1lqyIObOo9ow

Пустырь, отведенный для строительства Ульяновского автозавода. 1943 год. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.

2hFDJHneK4RE

Строительство Ульяновского автозавода на новой площадке. 1943 год. Источник: automuseum-chehov.com / музей истории УАЗ.

3NpnTiek7e_M

Первая очередь Ульяновского автозавода. 1946 год. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.

4Qii5urugU0

Главные ворота Ульяновского автозавода. 1946 год. Источник: automuseum-chehov.com / музей истории УАЗ.

5OcOwtIluKeE

Главный конвейер Ульяновского автозавода. 1947 год. Источник: automuseum-chehov.com / музей истории УАЗ.

6KLwFFyDH5Ao

Проект застройки Ульяновского автозавода. Трест Промстройпроект, 1947 год. Источник: uaz.ru/company/75.

7Hwv034luEtg

Корпус главного конвейера Ульяновского автозавода. 1949 год. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.

8oDC47t7zaro

Жилые бараки типа «Шалаш» в поселке Ульяновского автозавода. 1944 год. Источник: chronograph.livejournal.com / музей истории УАЗ.

9GfddnQtvQY