Новый подход в работе органов власти по упрощению процедур и регламентов ведения бизнеса обсудили участники дискуссионной площадки «Механизмы реализации целевых моделей регулирования и применения: как оптимизировать работу» – 29 ноября в Москве в рамках конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату».

Модерировала дискуссию руководитель проектного офиса Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах, директор направления «Социальные проекты» АСИ Светлана Чупшева. Она сообщила, что по итогам Нацрейтинга была выявлена серьезная дифференциация показателей условий ведения бизнеса в разных регионах.

«Мы хотим, чтобы предприниматели не ощущали серьезной разницы в ведении бизнеса от региона к региону. Необходимо стремиться к тому, чтобы заниматься предпринимательством в Москве, Петербурге, Калуге, Ульяновске и других города России было одинаково комфортно и удобно», – заявила Светлана Чупшева.

Именно с этой целью АСИ предлагает новый подход к работе региональных команд на основе проектного управления и внедрения целевых моделей. Целевая модель – это комплекс факторов обеспечения благоприятного инвестиционного климата по выбранным приоритетным направлениям. Эта технология дает ответ на 2 вопроса – чего мы хотим достичь и как надо действовать. Новый инструмент будет внедрен в каждом регионе до конца 2017 года и региональным управленческим командам предстоит большая работа.

Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области – которая неизменно входит в тройку лидеров Нацрейтига – отметил: «Я думал, что несколько лет назад была «белая полоса» в сфере улучшения инвестиционного климата регионов. Сейчас я вижу, что «белая полоса» ещё впереди. Даже представить невозможно было, что так глубоко будут работать технологии моделей, которые сегодня несомненно поставят Россию в лидеры по формированию среды для развития предпринимательства и комфортного вхождения любых форм инвестиций».

«Показатели в регионе зависят от эффективности власти на местах. За последние годы многие регионы значительно повысили свой профессионализм в вопросах улучшения делового климата и обладают ресурсом для реализации целевых моделей». 

Сергей Морозов привел результаты работы своей управленческой команды, согласно которым доля малого и среднего предпринимательства за последние годы увеличилась на 20%, оборот предприятий МСП составил более 200 млрд рублей, инвесторами было вложено более 50 млрд рублей.

Глава региона рассказал, что вместе с правительством они проработали все 12 целевых моделей и уже есть практические результаты. «Мы знаем, где наши слабые места, и что нам необходимо сделать, чтобы быть лидером. Причем мы хотим соревноваться не только внутри страны, но и с нашими коллегами в Германии, Италии, во Франции. И мы считаем, что мы созрели уже для этого», – заявил Сергей Морозов.

В ходе дискуссии участникам рассказали, как работают целевые модели на примере двух – по энергетике, кадастровому учету и регистрации собственности.

Руководитель группы по разработке целевой модели по энергетике – заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко прокомментировал особенности внедрения нового подхода в регионы. «Во-первых, необходима четкая и понятная система взаимодействия при подаче документов на получение разрешения. Во-вторых, должны разрабатываться регламенты взаимодействия между региональными и муниципальными органами власти при работе с разрешительными процедурами в энергетике», – отметил замминистра.

По словам заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Константина Колотонюка, в ходе анализа был выделен ряд факторов, которые можно оперативно реализовать в рамках целевой модели и в течение 2017 года существенно повысить эффективность процедур государственного кадастрового учета. «Урегулирование регламентов позволит сформировать целевые показатели, которые в разы меньше чем те, что существуют сейчас в ряде регионов. Наша цель по стране – регистрация кадастрового учета за 5 дней, сейчас – 7. Целевой показатель по процедуре «срок присвоения адреса земельного участка» составляет 12 дней, тогда как сейчас в среднем в регионах он равен 18 дням, а в отдельных субъектах – нескольким месяцам», – пояснил Константин Колотонюк.

Важным в процессе реализации целевых моделей является обучение региональных команд. Старший партнер, президент компании Ward Howell Сергей Воробьев рассказал об образовательной программе, которая проходит на площадке РАНХиГС при Президенте РФ. «Нужно создать конкурентоспособную среду обитания для современного бизнеса и человека. Мы учим конкурентоспособному поведению. Три важнейших аспекта обучения, которое мы проводим: управление изменениями, командоэффективное взаимодействие, а также культура постоянного обучения», – заявил Воробьев.