Старинный симбирский домик под сводами Мемориального центра, где он располагается, влечет к себе людей, ценящих традиции мастеровитых предков и умеющих своими руками из доступных материалов творить чудеса.
Накануне юбилея корреспондент нашей газеты встретилась с Маргаритой Смирновой, директором этого учреждения культуры, являющегося филиалом Центра народной культуры Ульяновской области.
– Маргарита Константиновна, какова миссия Вашего музея?
– Мы изучаем, поддерживаем и стараемся развивать народное художественное творчество в его различных проявлениях. Занимаемся организацией выставок и выставочных проектов, созданием своей коллекции и работой с посетителями.
– Что можно считать достижениями музея?
– Мы стали первооткрывателями новых имен. Удивительного художника, ставшего известным не только в России, но и за ее пределами, открыла Ирина Васильевна Павлова – первый директор и основатель музея. Это Николай Иванович Козырин из Димитровграда. Она же собрала основную коллекцию «наивной» живописи художников, получивших широкую известность. Наши авторы в течение ряда лет являются участниками Международного проекта «Фестнаив». За 25 лет накоплен большой фонд – более тысячи единиц хранения. В него входят коллекции «наивной» живописи, керамики из Сухого Карсуна, карсун-ского ткачества, изделий деревообработки, российских игрушечных промыслов и ульяновских мастеров игрушки и другое. За последние годы благодаря содействию нашего генерального директора Елены Лаковской приобретены такие экспонаты, как дивеевская глиняная игрушка, бабенская токарная игрушка, современные полотенца-рушники московского художника Ольги Носенко, глиняные игрушки пермских мастеров. Также мы дополнили коллекцию вышитыми сказочными панно мастерицы из Новой Майны Мелекесского района Тамары Теленковой. Музей успешно занимается выставочно-проектной деятельностью. За эти годы были реализованы проекты «Привет из коммуналки», «Старый и малый», «Недетские игры», «От Пасхи до Победы», «Девичьи грезы». Я назвала лишь малую их часть. Чтобы наши посетители знакомились со своим родным краем, в музее реализуется проект «Экспериментальная площадка ИСТОКиЯ», целью которого является приобщение подрастающего поколения к истокам духовной традиции, народной культуры и народного искусства. У нас работают уникальные детские программы: «Игрушки Шишкиного леса», «Сказ о Егории Храбром», «Наш Аленький цветочек» и другие.
– Сейчас многие занимаются творчеством: материалы легко купить, мастер-классы проводятся, Интернет под рукой. Однако в большинстве своем это повторения, а не самостоятельные произведения. Музейщиков это устраивает?
– Конечно, нет! Копирование утилитарных предметов хорошо для личного пользования. В Интернете легко найти их образцы, и, следуя технологии, ты самостоятельно можешь что-то сделать: рамку под фото, открытку, шкатулку и другое, но самостоятельной творческой реализации того, что заложено в тебе Богом, не будет. Мастеров, которые работают на традициях и у которых есть своя индивидуальность, у нас мало. Белых ворон всегда меньше, чем черных, и мы, сотрудники музея, обеспокоены тем, что в нашей области подобного рода ресурсы истончаются, заканчиваются. У нас, например, много вышивальщиц.
К сожалению, они пользуются готовыми схемами. В результате получаются одинаковые работы. Поэтому, когда устраиваем вышивальные выставки, то делаем их тематическими. Я убеждена, что нужно менять ситуацию. В частности, учить мастеров, чтобы побудить их к авторству. Более того, необходимо разработать областную концепцию развития декоративно-прикладного творчества, ввести звание «Народный мастер Ульяновской области» – такое есть в других регионах. Чтобы обсудить эти и другие проблемы, мы решили к 25-летию нашего музея сделать, помимо праздничной программы, деловую программу. 19 декабря наши мастера и художники встретятся с высоким специалистом Александром Грековым из Москвы, и он проведет творческую лабораторию для них. Греков – член-корреспондент Российской академии художеств, председатель Комиссии Союза художников России по народному искусству, основатель Художественно-педагогического музея игрушки. 19 декабря будет организована и публичная лекция о современном состоянии народного искусства, и семинар для специалистов, педагогов, преподавателей, руководителей кружков и студий, которые уточнят для себя понятия «народное искусство», «профессиональное искусство», «самодеятельное творчество» и узнают о их взаимодействии. Очень надеемся, что это поможет нам выработать правильную стратегию действий.
– В старину и в советское время в нашем регионе были свои народные промыслы, может быть, не слишком яркие, но тем не менее было что показать. В постсоветское время их производства закрылись. Можно ли возродить промыслы?
– Хотелось бы в это верить, хотя многое потеряно. Однако, если взять гончарный промысел в Сухом Карсуне, все же Изба гончара там есть, изделия небольшими партиями по традиционным формам производятся. Также в Ульяновске в традициях Сухого Карсуна работают мастера производственного объединения «Керамос». Они востребованы и получают заказы на оформление ресторанов в русском стиле из различных городов России вплоть до Владивостока. Сейчас их изделия представлены в музее на выставке. Также на ней можно увидеть работы единственного в области художника по ткачеству Валентины Сотниковой. Руководитель студии ткачества Центра народной культуры Ульяновской области Валентина Олеговна занимается возрождением этого ремесла. Вспомним, что в Ульяновской области был Кузоватовский промкомбинат, где изделия из дерева расписывали. Не могу утверждать, что кузоватовская роспись была известной, сформировавшейся. Производство закрылось, но осталось несколько мастеров, которые ею занимаются. Мы хотим их пригласить в музей, пригласить художников по росписи, специалистов, чтобы вместе поразмышлять над тем, как не утратить эту роспись.
– Кстати, время рождает и новые промыслы. Например, в Ульяновской области появился камнерезный промысел по симбирциту. У мастеров очень интересные работы, и они просто просятся на выставку в ваш музей…
– Да, работы интересные, камнерезы создали авторские произведения. Мы будем делать их выставку в 2017 году. Наше руководство заинтересовано в сохранении и развитии ремесел и потому будет работать в этом направлении, чтобы поддержать артели и мастеров.
– Скажите, а сейчас уже нет «наивных» художников уровня того же Николая Козырина – с ярко выражен-ной индивидуальностью, со своими стилем, видением жизни?
– Так сказать нельзя. Мы недавно посылали в Москву на конкурс-выставку «Фестнаив-2016» на отбор картину Владимира Миронова под названием «Раскулачивание». И она прошла! Художник Владимир Миронов – это явление, недавнее открытие нашего музея.
– Маргарита Константиновна, знаю, что Вы сами занимаетесь творчеством и создаете лоскутные картины. Это потребность души?
– Я в советское время выросла, и нам внушали, что каждый человек одарен. Занималась хореографией, вокалом, в драмкружке проводила много времени. Закончила училище культуры, затем – Самарский институт культуры, моя специальность – организатор-методист культпросветработы. Ничто не предвещало, что буду работать в музее, кроме того, что я родилась в Международный день музеев. В начале 1996 года в музей народного творчества меня позвала Ирина Васильевна Павлова. Там я увидела много работ, которые затронули меня. Сердце радовалось от «наивной» живописи. А когда привезли картины из лоскутов мастера из Чебоксар Жукова, это для меня стало просто потрясением. Так у него все было гармонично, такая в этом была чистота души… И это стало толчком к собственному творчеству. Я подбирала лоскутки и шила, пришивала как Бог на душу положит. Я не предполагала, что мои картины увидит широкая публика, не было такой цели. Но два года назад моя выставка в нашем музее все-таки открылась, потом она была показана в Дивеево, в Нижнем Новгороде. Сейчас заниматься творчеством не получается, и я по нему тоскую.
– О чем мечтаете как директор музея?
– Нам хотелось бы иметь свой автобус, чтобы это был мобильный музей, чтобы мы со своими коллекциями могли ездить по области, приезжать в школы: показывать свои коллекции и вместе с детьми и взрослыми что-то мастерить своими руками. Хотелось бы иметь еще один выставочный зал. Хотелось бы поднять уровень наших мастеров, обучить их, вдохновить, чтобы они творили! Знаете, в советское время к народному искусству относились как к чему-то второстепенному. Мне это казалось неправильным. Ведь народ, его культура – главное, и каждый человек должен знать свои истоки. Работа в музее народного творчества заставила меня по-другому смотреть на мир, я начала понимать, почему с бабушкой у меня были особые отношения. Нередко вспоминаю, какие песни она мне пела, что рассказывала. Думаю, что мастер, художник должен изучить свое, то, чем жили его предки, свои истоки, а потом уже знакомиться с культурой других народов. Иначе как можно сформировать свое «я»?
– Чем музей народного творчества отличается от других музеев?
– Мы пытаемся актуализировать традиции, которые сегодня помогают созидать. Еще наш музей отличается подходами к посетителю. Мы обращаемся к сердцу человека и находим отклик. Ведь проблемы, которые мы поднимаем на выставках и других мероприятиях, касаются почти всех. Забыв свои духовные традиции, некоторые люди остались без корней, без основы, без таких понятий, как честь, благородство, любовь, вера, надежда. Потому, наверное, меньше становится интересных мастеров и художников. Человек, потерявший основу – духовную традицию, обезличивается и уже не может создать великого произведения. Мудро написано в Новом Завете: «Без Любви не можете ничего».
Беседовала Ирина Морозова