Тема подросткового суицида в этом году стала чудовищно актуальной – в том числе для Ульяновска. О ней говорят едва ли не весь год, ищут диковинные причины – от «черных групп» в соцсетях до давления СМИ и вообще общества. После падения с крыши участника драки «Аквамолла» – трагедии ужасающей, в которой виновный виновным не кажется – снова заговорили о нехватке психологов в школах и вообще недостаточности воспитания к детям в общеобразовательных учреждениях.
Психолог для галочки
С ноября 2015-го по апрель 2016 года в России покончили с собой не менее 130 подростков. За 2016 год в Ульяновской области восемь детей совершили самоубийство. Еще семь школьников «отметились» тяжкими преступлениями. В большинстве случаев это дети из благополучных семей. После трагического случая с самоубийством молодого человека после стычки у «Аквамолла» общественники и чиновники вспомнили об институте психологов в школах. Который сначала завели, а потом фактически отменили за ненадобностью – во многих школах ставку психолога упразднили.
Заместитель министра образования и науки Ульяновской области, руководящая также департаментом дополнительного образования, воспитания и молодежной политики, Оксана Солнцева рассказал, что только в 155 школах из 491 имеется штатный педагог-психолог. Раис Загидуллин, новоиспеченный глава минобрнауки Ульяновской области, считает это серьезной проблемой, отмечая, что эти специалисты занимаются просто не своим делом.
– На 1000 детей и подростков в регионе приходится в среднем один педагог-психолог, тогда как объективно таких специалистов нужно как минимум вдвое больше, – считает он. – Многие школьные психологи занимаются преимущественно вопросами усвоения учебных программ и профориентацией и не успевают уделять внимание выявлению конфликтов, депрессивных состояний детей.
При этом в Общественной палате области отмечают, что в регионе нет нормативной базы, регулирующей работу педагогов-психологов в школах. То есть психологи существуют, но чем занимаются – никто толком не понимает.
При этом, по словам Солнцевой, сейчас основной «формой первичной профилактики негативных проявлений» в школах является охват детей дополнительным образованием – в нем занято 80,8 процента от общего числа детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет.
Увы, работу с детьми, как и все вокруг, оценивают исключительно в цифрах – именно отчеты на первом месте, эти 80,8 процента для чиновника важнее, чем оставшиеся без внимания 20 процентов детей – показатель-то хороший. Вероятно, поэтому и классные руководители уже далеко не всегда могут помочь ребенку – потому что должность классного руководителя просто накладывает на педагога дополнительные обязательства в виде бумажной работы. Когда тут заниматься детьми?
А ведь психолог в школе мог бы помочь, если бы реально занимался своей работой. Так, директор центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» Людмила Миронова отметила, что за 10 месяцев года по вопросам суицидальных проявлений к ним обратились 112 человек, в том числе 34 подростка. В каждом случае удалось предотвратить трагедию.
Нет простого решения
– Причины не в психологах, не в школе, это глобальная проблема, – считает председатель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин, бывший уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области. – Психологи в школах отбывают номер. По сути же учитель, да и каждый сотрудник школы, должен быть психологом. В этом учреждении должно быть хоть несколько человек, которым ребенок доверяет, к которому пойдет с проблемой. А сейчас ребенок в школу пришел, ему дали образование, он из школы ушел. Формально все правильно, но так быть не должно.
Долинин считает, что ребенок остается наедине с самим собой, потому что школа отныне – учреждение, которое продает «образовательные услуги», но не занимается по-настоящему воспитанием и обучением детей.
– Что творится в душе у ребенка? Всем наплевать, – считает Долинин. – Я, кстати, пару лет назад предсказывал – будет всплеск суицидов. Со мной спорили, но, увы, я оказался прав. Все потому, что ребенок стал объектом зарабатывания денег. Где все общественные объединения – МГЕР, другие? Спортивных школ бесплатных не осталось, да и многие хорошие закрывают. Тренеры в спортшколах, там, где остались настоящие профессионалы, затюканы министерством. При этом дети глобально брошены.
Напомним, Долинин по последнему случаю, когда участник драки у «Аквамолла» покончил жизнь самоубийством, направил открытое письмо главе МВД России. По его мнению, полицейские не занимаются групповой подростковой преступностью, не работают с существующими ОПГ. Да и в этом конкретном случае все структуры, считает Долинин, работали спустя рукава.
– Сразу после драки у «Аквамолла» надо было взять под плотную опеку обе стороны конфликта, – говорит он. – И уполномоченному, и МВД… Но за детей никто по-настоящему не отвечал.
Долинин подчеркивает, что у проблемы нет одного виновного – школы, психологов, МВД или уполномоченного. Как нет и простого решения проблемы.
Это целый клубок проблем, который никто не хочет распутывать, – убежден председатель «Родительского собрания».
Сергей Гурьянов
Турист
Если количество самоубийств укладывается в статистику, то это НОРМАЛЬНО! и вы не сможете ничего поменять!
Терминатор
Отметим, за 9 месяцев 2016 года в Бурятии самоубийство совершили 22 ребёнка до 17 лет. В прошлом году за тот же период было зарегистрировано 11 детских суицидов. Как сообщал «Байкал-Daily», в 68,2% случаев причина детских самоубийств не установлена. В 18,2% – семейные ссоры, 4,5% – доведение до самоубийства и из-за плохо сданного ЕГЭ.
Полная версия: https://www.baikal-daily.ru/news/20/223965/
Апостол Пётр
Живущие в своём сытом мире чиновники работают не с людьми (подростками, больными, попавшими в трудную жизненную ситуацию и т.д.) и проблемами, а с бумажками, отчетами и самоуспокоительными совещаниями. В Ульяновске при нынешней власти это стало особенно явно. По бумажному очковтирательству побиты все рекорды!
Дед Мороз
Суицид страшная вещь, особенно если это дети, нашумевшая РЕЗНЯ у Аквамола остро поставил этот вопрос в регионе. Господам полицейским не хватает психологического образования, еще надо разобраться как они вели допросы, как они изымали вещдоки вырываясь в шесть утра в квартиры с несовершеннолетними детьми, обстановка в школе после проишествия и тд. и тд. Процент то нашего региона большой, и так сидим как серые мыши по норкам не высовываясь после 20:00, а тут еще и горе родителям….
Владимир
Уважаемая пресса и общественность! Этим летом в с.Стемасс Вешкаймского района Ульяновской области из дома ушла 13 летняя девочка. в 2013 году у девочки умерла приемная мать и она воспитывалась приемным отцом. После очередного выговора в жесткой форме за приход с прогулки в не назначенное время девочка ушла из дома.Девочка пряталась недалеко от дома в поле 16 часов не откликаясь не на крики отца не на крики учителей и полиции. Потом вышла сама. Так вместо того что бы разбираться в сложившейся ситуации девочку в тот же день без решения органов опеки и попечительства изъяли от опекуна и передали в новую семью, которая к слову давно искала девочку. В последствии было вынесено пустое постановлении о лишении отца статуса опекуна без объяснения причин и проведения должного разбирательства. Вся эта ситуация произошла когда я- ее родной старший брат, находился в республике Крым в отпуске. По возвращении я попытался взять на себя опекунство, но опекунов уже назначили, сестра была в новой семье. По началу мне с ней даже поговорить не дали.В последнее время общаться с сестрой нормально не могу то телефон недоступен, то трубку не берут, а в выходные когда я приезжаю домой семья в месте сестрой уезжают из села. Сейчас читаю все эти статьи о подростковой преступности сложных детях и т.д. так вот пока наши семьи будут рушиться из за чиновников, которые изымают из семей детей не разобравшись в ситуации и передавая детей в чужие семьи не спросив ближайших родственников, наши дети будут считать себя безнаказанными и парниковыми. До сего дня сестре никто не объяснил почему она поступила плохо, никто не объяснил что она должна попросить прощения брата и отца которые волновались нее из за ее выходки. Мы с отцом воспитали ребенка умного, усидчивого и приученного к труду, немудрено что ее в отличие от многих других детей забрали в первый же день.
Школа должна ага
Все она должна. И учить и с детской ОПГ бороться, точнее даже не бороться, а воспитывать.
А осталось ли какое-то уважение или реальная возможность влияния в школе? Что среди родителей что среди их учеников?
Кто для детей учитель? Образец того как не надо прожить жизнь? Обслуга сродни официанта (и за схожую зарплату)?
Как и когда может учитель “воспитать” обалдуя? С одной стороны уроки и учебные планы. Этот пресловутый ЕГЭ. Тратить время всего класса на чтение моралей в ущерб основной деятельности?
С другой стороны полная “импотенция” в плане возможностей. Что он сделает? За отчитывание пошлют по матери, на затрещину – подкараулят возле школы, потом еще и по судам затаскают. Оно надо?
Господа, ну некогда вам воспитывать своих чад – сдавайте их в интернаты. Будут под круглосуточным присмотром.
Вот этим имхо и надо заниматься, плюс вернуть школы для трудных детей. Не хочешь учиться по-человечески – просиживай штаны с единомышленниками в кабинетах с привинченной мебелью и классе с охранником в форме. Вот там и читайте им морали и хоть 3 раза в неделю проводите основы всех религиозных культур и прочий бред, как бы должный заместить то, на что забили родители.
Да это жестоко – да обратного пути может и не быть. Но хоть нормальным детям станет попроще.
Боль
школа должна учить бобру – ер
человек против законов
может быть причиной суицида является то, что из детей хотят со школы сделать роботов которые в будущем когда вырастут будут жить,думать и работать по программе под названием; уголовный кодекс,административный кодекс и прочей ерунды и строго почитать представителей так называемой власти.
)
считаю что если на территории государства, в течении длительного времени, абсолютно открыто, беспрепятственно, “по-закону” действуют различные группы детских смертей то именно в этом и состоит государственная политика.
Анастасия
“Спортивных школ бесплатных не осталось, да и многие хорошие закрывают. Тренеры в спортшколах, там, где остались настоящие профессионалы, затюканы министерством. При этом дети глобально брошены.”
НИКТО из власть предержащих эту тему не поднимает!Вот ребята и болтаются где ни попадя.
Родитель
“Долинин считает, что ребенок остается наедине с самим собой, потому что школа отныне – учреждение, которое продает «образовательные услуги», но не занимается по-настоящему воспитанием и обучением детей”. Уже, наверное, уважаемый Долинин, хватит про все школы одинаково говорить. В некоторых школах, наверное, и не занимаются детьми, но не во всех же. Посмотришь на учителей – весь день с нашими детьми, свои семьи, не знаю, когда видят.
Вы лучше займитесь ликвидацией группировок, чем причины своего бездействия искать, и не валите все грехи свои на учителей. Если бы власть захотела. уже за 24 часа изменила бы обстановку в городе. В других соседних городах уже никаких группировок нет, а в нашем Ульяновске, как в 90-е , носятся эти придурки и жить не дают нормально.
Местный
В детском садике воспитатель – он должен воспитывать, а в школе учитель – он должен учить. Не перекладывайте с себя ответственности на других товарищи родители в конце концов это ваши дети, а не дети учителей.
ирина
воспитанием в семье перестали заниматься,а именно воспитанием жизнелюбия, доброты и духа справедливости.А потому что, во-первых,заботливые родители хотят как можно полнее обеспечить детей и поэтому постоянно в работе, отчаявшиеся или безответственные уходят в алкоголь, во-вторых, слишком часто ответственность за воспитание перекладывается на учреждения: детский сад, школа, КпДН,опека, доп.образование. А дети это видят: и в том, что ребенок доводит учителя до нервного срыва, винят не ребенка и не его родителей, а замучают проверками учителя.
ирина
и как часто сейчас дети растут без отцовского внимания, накапливая в себе обиду на безответственного, а ,порой вредящего семье отца. Настоящих мужчин всё меньше в современном обществе, на кого хотелось бы быть похожим, подражать и брать пример трудолюбия, великодушия, щедрости.И в законах на первом месте права собственника, а не права несовершеннолетнего. И нам надо не о ювенальной юстиции сейчас думать, а о том, что закон должен отвечать ,прежде всего, нравственным нормам и принципам.