В субботу 10 декабря исполнилось 175 лет со дня кончины Андрея Ильича Огородникова, канонизированного святого блаженного Андрея Симбирского, Христа ради юродивого. В Ульяновске есть места, связанные с увековечением памяти Андрея Симбирского, например, дом, на месте которого располагалась хижина Андрея Ильича. Известно, что Андрей Ильич родился в подгорье Симбирска близ самой Волги в 1763 году 4 июля по старому стилю, в семье бедных мещан Ильи Ивановича и Анны Иосифовны Огородниковых. Семья Огородниковых была верующей. Сына Андрея назвали в честь святителя Андрея, архиепископа Критского. Мама симбирского блаженного – Анна Иосифовна ходила на богомолья по святым местам, даже в Киев. Впоследствии овдовевшая сестра Андрея Ильича – Наталья поступила в Симбирский Спасский женский монастырь. Андрей Ильич жил в родительском доме в подгорье до смерти отца и мамы. После был на попечении у старшего брата Фаддея. После смерти Фаддея в 1813 году Андрею Ильичу стала служить сестра Наталья, которая ради этого была вынуждена выйти из обители. Андрей Ильич жил с сестрой в хижине во дворе племянницы своей по брату Агафье, на улице Панской (ныне ул. Энгельса). Хижина была построена на деньги симбирской помещицы Е.А. Мильгуновой, которая жертвовала ежегодно 60 рублей ассигнациями на содержание Андрея Ильича. 5 июня 2009 года на торце здания по улице Энгельса, 23, рядом со входом на стадион «Труд», была торжественно освящена архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом памятная доска, указывающая, что на этом месте находился дом, возле которого и была хижина Андрея Ильича, где он жил и отошёл ко Господу в 1841 году. Отлитая в бронзе, мемориальная доска святому покровителю города представляется в виде трёхстворчатой иконы с изображением блаженного Андрея и рельефов утраченных храмов Симбирска, изготовлена скульптором О.А. Клюевым. Кстати, можно отметить и некоторую символичность расположения памятной доски святому рядом со спортивным объектом. Известно, что частым занятием Андрея Ильича были пробежки по городу. Бегал Андрей Ильич босиком в одной длинной рубахе и зимой, и летом, в любую погоду. Люди видели его стоявшим в воде в озере Маришка в трескучий мороз. Можно сказать, что Андрей Ильич практиковал физические упражнения и испытания. После пробежек он стоял на одном месте, стоять мог часами, перекачиваясь с ноги на ногу. Любимым местом стояний было место на углу улиц Большой Саратовской и Панской, где ныне каменный дом Зеленкова, а прежде находились деревянные торговые постройки. «Покойно лежащим Андрея Ильича увидели только на смертном одре» – написал священник Спасо-Вознесенского собора Иоанн Никольский в издании о симбирском блаженном 1902 года. На пересечении Большой Саратовской и Московской находилось самое любимое место Андрея Ильича – Спасо-Вознесенский храм. Он был прихожанином этого храма, там причащался Святых Христовых Тайн. Андрея Ильича можно было увидеть на паперти храма, колокольне, целующим столбики храмовой ограды. Его духовник – священник Вознесенского храма В.Я. Архангельский часто заставал Андрея Ильича зимой простаивавшим ночь в снеговых сугробах перед алтарём храма. В.Я. Архангельский в последний раз причастил Андрея Ильича в его хижине 23 ноября по старому стилю 1841 года и находился с ним почти всю ночь перед кончиной, последовавшей в 4 часа по полуночи 28 ноября 1841 года. В последние дни жизни Андрея Ильича в его хижине побывало почти всё городское духовенство и огромное число людей всякого сословия, желавших поцеловать его руку. После кончины блаженного для порядка у хижины были поставлены полиция и жандармы. Гроб с усопшим был перенесен в Вознесенский храм, где были отслужены панихиды. «Из церкви, по окончании отпевания, гроб вынесли диаконы, передававшие его потом народу, которого, несмотря на холод и гололедицу, собралась необъятная толпа. Толпа эта заключала в себе всех выдающихся по положению граждан из купеческого и дворянского сословия, которые, наперерыв один перед другим, несли дорогой гроб на своих плечах, в преднесении хоругвей и при колокольном звоне, на пространстве более версты до самой могилы, приготовленной, с разрешения Высокопреосвященного Анатолия, в Покровском монастыре, где обыкновенно погребались лишь люди знатные» — отмечалось в издании 1902 года. Памятная доска на Энегльса, 23 Дом Зеленкова на углу Гончарова и Энгельса Спасо-Вознесенский собор. 1860-е гг. Могильная плита на месте бывшего погребения святого на Покровском кладбище Место бывшего погребения, часовня и колокольня кафедрального собора Место могилы В.М. Карамзина и О.В. Ниротморцевой Эпитафия, сообщающая, что 24 апреля 1827 года в 2 часа о полуночи пресеклась жизнь В.М. Карамзина Изображение святого. Фото Влада Фролова Рака с мощами. Фото Влада Фролова Рака с мощами. Фото Влада Фролова Мощи святого. Фото Влада Фролова Памятник блаженному Андрею. На дальнем плане у Всехсвятского храма крест на могиле отца Алексия Скалы Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
![]() |
|
|
Astridd
Спасибо за репортаж, познавательно.
А.В.
Мда…, одухотворенные вы наши, ежели так неймется прикоснуться к святости, могу адресок подсказать, коли к юродевым — больница им. Карамзина, там их несколько десятков, к блаженным — пл. Ленина д. 1 — там их цельных три этажа.
Юродивый
Видимо не понаслышке знаешь о больнице-то, брателло.
житель МКД
Святый блаженый Андрей моли бога о нас!
Васо Колбасо
Срочно внести в учебные программы с 1 по 10 класс вместо иностранного языка, чтобы мозги за рубеж не утекали. Выпускникам сплошная выгода — ни мозгов, ни языка. И юродивые, и дома, хоть сразу на выпускном канонизируй и хорони с церковными почестями.
Ирина
В 2014 году у меня родилась дочь, а весной 2016 врачи поставили страшный диагноз. По молитвам Святого блаженного Андрея приступы у дочери прекратились и больше не появлялись.
Михаил
Спрашивал как-то у Владыки Прокла, (Царствие ему Небесное, упокой Господи душу его), к какому старцу мне съездить за чудом, что бы жизнь мою наладил? Посмотрел он на меня строго и сказал чтобы я выкинул из головы эти мысли, а лучше бы приложился к мощам Святого блаженного Андрея Чудотвроца и помолившись попросил его о своей нужде. И не надо искать чудес, чудо рядом с нами, ты даже не представляешь какого заступника нам дал Бог. С тех пор много времени прошло и многое я перерос знал. Поэтому, Ирина, верю и желаю вашей дочке здоровья, счастья и да хранит ее наш Святой блаженный Андрей Чудотворец.
Маргарита
Серафим Саровский сказал во время войны 1812 года приходившим к нему из Симбирска: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, — у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич…»
Аноним
>> — у вас лучше меня есть, Владимир ваш Ильич…»
Поправил, извините.
Ленин
Невегно-таки попгавили товагищ…
Симбирский мещанин
Светлая память Андрею Дмитриевичу Сахарову. Благодаря таким людям Россия все же не Молдова.
endomorfin
Спасибо за статью. Было очень интересно. Спаси всех Господи.
Геннадий Антонцев
Полагаю важным напомнить: сбором материалов для канонизации Андрея Блаженного занимался отец Алексий СКАЛА… Это была большая работа, его работа, на которую ушло семь лет. Я был свидетелем этого большого труда. Здесь — http://aleksii-skala.narod.ru/book1.htm — книга отца Алексия Скалы «Града Симбирска заступление и похвала» об Андрее Блаженном…
Антон Долматов
Абсолютно правильное напоминание. Благодаря энергичной деятельности отца Алексия Скалы и архитекторов Ляйли Махмутовны и Александра Ивановича Варюхиных сейчас есть часовня рядом с могилой, было положено строительству Спасо-Вознесенского собора, возродился Покровский некрополь. Экспедиция, организованная А. Скалой в 1995 г. спасла останки и надгробие старшего брата Карамзина и его дочери, что указано в книге «Симбирский Покровский некрополь». Огромные результаты у А. Скалы в историко-краеведческой работе.
Реалист
Вообще, к слову о травле Православия.
В неё (в эту травлю) в абсолютном большинстве случаев включаются те, кто обладает лишь фрагментарными и, по большому счёту, поверхностными познаниями о Православии.
Ни одного человека, который бы углубился в суть Православия, нет среди критиков его.
Грубо говоря, если хоть немного вникнуть в эту самую суть, то там не обнаруживается тех противоречий, на которые указывают слюной брызжущие противники повышения образовательного уровня наших детей.
Науку вера не запрещает. Образование поощряет. Раболепствовать не заставляет. Личность не унижает.
Напротив, система воспитания, заключённая в Православии, оказывает положительное воздействие на морально-нравственные качества детей.
Просто многие видят лишь внешнюю сторону Православия (видят церкви, попов, крестящихся, кланяющихся и др.) и по этому судят обо всём Православии.
Это как судить об отношениях в доме по состоянию входной двери.
Или (ещё более банальный пример) судить о вкусе конфеты по яркости её обёртки.
Какой смысл критиковать содержание того, о чём нет реального представления?
Как можно рассказать о реальном содержании, к примеру, «Войны и мира» по одному названию?
В школе мне сосед сказал перед летними каникулами, что вот наконец боевик почитаем нормальный…
В начале нового учебного года он, кстати, думал так же и продолжал сравнивать «Войну и мир» с «Терминатором-2» и «Универсальным солдатом». Не знаю, кто над ним так подшутил))) Но книгу к сентябрю он так и не прочёл. И на Литературе тупо отсиживался, когда одноклассники отвечали про балы, отношения и переживания героев.
Так и с критикой Православия.
Многие (даже те, кто церковь посещает регулярно) не вникают в основу православного вероисповедания.
Отсюда слепая критика. А она не помогает человеку…