В субботу 10 декабря исполнилось 175 лет со дня кончины Андрея Ильича Огородникова, канонизированного святого блаженного Андрея Симбирского, Христа ради юродивого.

В Ульяновске есть места, связанные с увековечением памяти Андрея Симбирского, например, дом, на месте которого располагалась хижина Андрея Ильича. Известно, что Андрей Ильич родился в подгорье Симбирска близ самой Волги в 1763 году 4 июля по старому стилю, в семье бедных мещан Ильи Ивановича и Анны Иосифовны Огородниковых. Семья Огородниковых была верующей. Сына Андрея назвали в честь святителя Андрея, архиепископа Критского. Мама симбирского блаженного – Анна Иосифовна ходила на богомолья по святым местам, даже в Киев. Впоследствии овдовевшая сестра Андрея Ильича – Наталья поступила в Симбирский Спасский женский монастырь.

Андрей Ильич жил в родительском доме в подгорье до смерти отца и мамы. После был на попечении у старшего брата Фаддея. После смерти Фаддея в 1813 году Андрею Ильичу стала служить сестра Наталья, которая ради этого была вынуждена выйти из обители. Андрей Ильич жил с сестрой в хижине во дворе племянницы своей по брату Агафье, на улице Панской (ныне ул. Энгельса). Хижина была построена на деньги симбирской помещицы Е.А. Мильгуновой, которая жертвовала ежегодно 60 рублей ассигнациями на содержание Андрея Ильича.

5 июня 2009 года на торце здания по улице Энгельса, 23, рядом со входом на стадион «Труд», была торжественно освящена архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом памятная доска, указывающая, что на этом месте находился дом, возле которого и была хижина Андрея Ильича, где он жил и отошёл ко Господу в 1841 году. Отлитая в бронзе, мемориальная доска святому покровителю города представляется в виде трёхстворчатой иконы с изображением блаженного Андрея и рельефов утраченных храмов Симбирска, изготовлена скульптором О.А. Клюевым.

Кстати, можно отметить и некоторую символичность расположения памятной доски святому рядом со спортивным объектом. Известно, что частым занятием Андрея Ильича были пробежки по городу. Бегал Андрей Ильич босиком в одной длинной рубахе и зимой, и летом, в любую погоду. Люди видели его стоявшим в воде в озере Маришка в трескучий мороз. Можно сказать, что Андрей Ильич практиковал физические упражнения и испытания.

После пробежек он стоял на одном месте, стоять мог часами, перекачиваясь с ноги на ногу. Любимым местом стояний было место на углу улиц Большой Саратовской и Панской, где ныне каменный дом Зеленкова, а прежде находились деревянные торговые постройки. «Покойно лежащим Андрея Ильича увидели только на смертном одре» – написал священник Спасо-Вознесенского собора Иоанн Никольский в издании о симбирском блаженном 1902 года.

На пересечении Большой Саратовской и Московской находилось самое любимое место Андрея Ильича – Спасо-Вознесенский храм. Он был прихожанином этого храма, там причащался Святых Христовых Тайн. Андрея Ильича можно было увидеть на паперти храма, колокольне, целующим столбики храмовой ограды. Его духовник – священник Вознесенского храма В.Я. Архангельский часто заставал Андрея Ильича зимой простаивавшим ночь в снеговых сугробах перед алтарём храма.

В.Я. Архангельский в последний раз причастил Андрея Ильича в его хижине 23 ноября по старому стилю 1841 года и находился с ним почти всю ночь перед кончиной, последовавшей в 4 часа по полуночи 28 ноября 1841 года. В последние дни жизни Андрея Ильича в его хижине побывало почти всё городское духовенство и огромное число людей всякого сословия, желавших поцеловать его руку. После кончины блаженного для порядка у хижины были поставлены полиция и жандармы. Гроб с усопшим был перенесен в Вознесенский храм, где были отслужены панихиды.

«Из церкви, по окончании отпевания, гроб вынесли диаконы, передававшие его потом народу, которого, несмотря на холод и гололедицу, собралась необъятная толпа. Толпа эта заключала в себе всех выдающихся по положению граждан из купеческого и дворянского сословия, которые, наперерыв один перед другим, несли дорогой гроб на своих плечах, в преднесении хоругвей и при колокольном звоне, на пространстве более версты до самой могилы, приготовленной, с разрешения Высокопреосвященного Анатолия, в Покровском монастыре, где обыкновенно погребались лишь люди знатные» – отмечалось в издании 1902 года.

Памятная доска на Энегльса, 23
01-pamyatnaya-doska-na-eneglsa-23

02

Дом на Энгельса, 23
03-dom-na-engelsa-23

Дом Зеленкова на углу Гончарова и Энгельса
04-dom-zelenkova-na-uglu-goncharova-i-engelsa

Спасо-Вознесенский собор. 1860-е гг.
05-spaso-voznesenskiy-sobor-1860-e-gg

Могильная плита на месте бывшего погребения святого на Покровском кладбище
06-mogilnaya-plita-na-meste-byivshego-pogrebeniya-svyatogo-na-pokrovskom-kladbishhe

Место бывшего погребения, часовня и колокольня кафедрального собора
07-mesto-byivshego-pogrebeniya-chasovnya-i-kolokolnya-kafedralnogo-sobora

Место могилы В.М. Карамзина и О.В. Ниротморцевой
08-mesto-mogilyi-v-m-karamzina-i-o-v-nirotmortsevoy

Надгробный памятник
09-nadgrobnyiy-pamyatnik

Эпитафия, сообщающая, что 24 апреля 1827 года в 2 часа о полуночи пресеклась жизнь В.М. Карамзина
10-epitafiya-soobshhayushhaya-chto-24-aprelya-1827-goda-v-2-chasa-o-polunochi-preseklas-zhizn-v-m-karamzina

Изображение святого. Фото Влада Фролова
11-izobrazhenie-svyatogo-foto-vlada-frolova

Рака с мощами. Фото Влада Фролова
12-raka-s-moshhami-foto-vlada-frolova

Рака с мощами. Фото Влада Фролова
13-raka-s-moshhami-foto-vlada-frolova

Мощи святого. Фото Влада Фролова
14-moshhi-svyatogo-foto-vlada-frolova

Памятник блаженному Андрею. На дальнем плане у Всехсвятского храма крест на могиле отца Алексия Скалы
15-pamyatnik-blazhennomu-andreyu-na-dalnem-plane-u-vsehsvyatskogo-hrama-krest-na-mogile-ottsa-aleksiya-skalyi