12 декабря в день 250-летия со дня рождения Николая Карамзина завершилась программа III Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы». Дипломы участников и традиционный приз Фестиаля – статуэтку «Муза истории Клио» – получили восемь коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга и Берлина, Нью-Йорка, Пензы, Великого Новгорода, Сергиева Посада и Ульяновска.

Открыл фестивальную неделю премьерный спектакль Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова «Капитанская дочка» по повести Александра Пушкина. Диплом «За оригинальное воплощение русской классики» хозяевам сцены вручила эксперт фестиваля, поэт, прозаик, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Марина Князева.

Это спектакль-событие. И для ульяновского, и для российского театра в целом, – подчеркнула Марина Князева на обсуждении постановки. – Я выступала в европейских странах с лекциями о Пушкине и столкнулась с парадоксальной ситуацией: европейцы не знакомы с его творчеством. Русская литература ограничивается именами Федора Достоевского, Льва Толстого и Антона Чехова. Ульяновский спектакль – ключ, который может открыть Пушкина Европе.

Московский театр «Сфера» адаптировал к ульяновской площадке спектакль «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова. По признанию артистов, необходимость перестраивать постановку для работы на классической сцене стала для них творческим вызовом. Однако живая реакция зрительного зала не оставила сомнений: спектакль не утратил своих легкости и обаяния. Диплом «За верность и служение традициям русской классической драматургии» получил главный режиссер театра Александр Коршунов.

Пензенский драматический театр имени А.В. Луначарского пригласил ульяновцев на спиритический сеанс – в прямом смысле слова. Нескольких зрителей из зала пригласили на сцену, счастливчики сидели за большим столом и по требованию московской гадалки снимали карты, бросали в медный таз монетки и с трепетом следили за поединком слепой материнской любви и беспощадной судьбы, решающей участь поэта Михаила Лермонтова. Исполнительница роли Бабушки Лермонтова заслуженная артистка России Галина Репная вышла на сцену в день своего 70-летия: кроме диплома Фестиваля «За сохранение исторической памяти» пензенцы увезли именной диплом Галине Репной.

Руководитель коллектива GOFF –COMPANY (Берлин-Санкт-Петербург) Григорий Кофман в финале спектакля «Колесо» по произведениям Осипа Мандельштама благодарил ульяновцев за чуткое внимание к непростому жанру авангардного моноспектакля. На сцене существовали два персонажа: Осип Мандельштам, чей образ и судьба вырисовывались в строках его стихотворений, и Музыка – в исполнении музыкантов-авангардистов, участников групп «АукцЫон» и «Союз космического авангарда». Под овацию артисты получили диплом «За популяризацию традиций русской литературы  и истории за рубежом».

Гости из Нью-Йорка – STEPS-THEATRE во главе с бывшим артистом Ульяновского драмтеатра Славой Степновым – смогли сочетать несочетаемое. Спектакль «Василий и Федерико» посвящен двум столпам мирового кинематографа, Василию Шукшину и Федерико Феллини. Режиссер исследует связь шукшинской простоты и феллиниевской многозначности: обаятельная зарисовка из жизни итальянских цирковых артистов обрамляла череду рассказов и получила диплом «За популяризацию традиций русской литературы  и истории за рубежом»

Спектакль Государственного академического Малого театра России «Театр Императрицы» приоткрыл завесу тайны над одним из самых загадочных сюжетов российской истории – появлением самозванки Елизаветы, впоследствии известной как Княжна Тараканова. Историческая фантазия Эдуарда Радзинского в интерпретации Малого театра была награждена дипломом «За глубокое сценическое воплощение истории государства Российского»

Событие Года культуры Ульяновской области – спектакль Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова «Бедная Лиза» – был создан к юбилею историка в рамках президентской программы по поддержке творческих инициатив общенационального значения. История любви крестьянки Лизы и раскаяния постаревшего Эраста была удостоена диплома «За популяризацию наследия Николая Михайловича Карамзина».

Особое место в программе фестиваля заняла постановка Сергиево-Посадского театра-студии «Театральный Ковчег». Спектакль «Мелодия Алеутских островов» основан на переписке Антона Чехова и Лики Мизиновой: в своеобразный роман в письмах оказались органично вплетены отрывки из пьес драматурга. Молодому и порывистому Антону Чехову под стать оказалась возлюбленная Лика, роль которой исполнила режиссер спектакля Екатерина Архипова. Их дуэт был удостоен диплома «За оригинальное сценическое воплощение истории Отечества».

В заключительный день посвящением великому российскому историографу и просветителю прозвучал спектакль Новгородского академического театра имени Ф.М. Достоевского «Карамзин. Портрет души и сердца». Исполнители получили «За популяризацию наследия Николая Михайловича Карамзина».

Фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы» развивается и растет. Отрадно видеть зрителей, которые заполняют залы вплоть до самой галерки, стоя приветствуют артистов и, очевидно, с каждым годом связывают все больше ожиданий с проектом, в чьем названии звучит такая значительная тема, как история Отечества, – рассказала Ольга Сенаторова. – Отличительной чертой Фестиваля становится краеведческий компонент. Хотя это понятие несколько дискредитировано в сознании массового зрителя, именно в нем заключена перспектива развития проекта. Думаю, Фестиваль родился раньше, чем подобное движение в регионах: сегодня коллективы все чаще обращаются к наследию своей земли, к исторической памяти, пытаются осмыслить роль личности на фоне исторических событий своей малой родины.

img_0009

img_0025

img_0027

img_0033

img_0041

img_0062

img_0079

img_0082

img_0093

img_0097

img_0111

img_0125

img_0141

img_0145

img_0171