Одним из самых значимых событий празднования 250-летия со дня рождения Николая Карамзина в Ульяновске стал III Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы».
С 6 по 12 декабря театралы смогли посмотреть на сцене Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова постановки на исторические темы театров нескольких городов России, Нью-Йорка и Берлина.
«Хозяин» фестиваля – наш драматический театр представил свой новый спектакль по повести Александра Пушкина «Капитанская дочка».
Обращение к этому хрестоматийному произведению, которое читало и изучало не одно поколение школьников страны, соединило прошлое с настоящим. Начнем с того, что самый яркий герой повести Емельян Пугачев после пленения был доставлен в Симбирск 1 октября 1774 года и сидел в подвале дома, на месте которого сейчас стоит современное здание драматического театра. Более того, сам симбирский театр начался с постановки комедии «Пугачев Емелька» по пьесе очевидца тех событий – драматурга, поэта и переводчика Михаила Веревкина. И это уже не говоря о том, что, собирая материалы для своей «Истории Пугачевского бунта», Александр Пушкин приезжал в наш город. И некоторые события повести «Капитанская дочка», написанной по впечатлениям путешествия по местам восстания, происходят в Симбирске. Именно здесь юный Петруша Гринев в пух и прах проигрался в карты. Не стоит забывать и о том, что именно наш земляк Николай Карамзин сыграл свою роль в огромном интересе Пушкина к истории российской, что подвигло поэта к исследовательской поездке по стране.
Спектакль по «Капитанской дочке» режиссера-постановщика из Карелии Олега Липовецкого, как, впрочем,и его первая работа на ульяновской сцене в прошлом сезоне – «Кабала святош» Булгакова, получился современным. Он проводит параллели с громкими событиями последнего времени, заставляя вспомнить и «цветные» революции, и «майданы».
Это постановка именно ХХ! века. На сцене нет ни традиционных ярких декораций, ни исторических костюмов.
Стилистически спектакль оформлен лаконично и решен в духе конструктивизма. Художник Яков Каждан построил в центре сцены внушительных размеров пирамидальное сооружение из металлических стержней, которое годится и для того, чтобы представить маленькую крепость в Оренбургской губернии, и царский дворец в столице.
Символическое значение обретают другие элементы сценографии. В частности, в полутьму погружено сценическое пространство (художник по свету Тарас Михалевский), облачения персонажей – в черных и серых тонах. Что ж, жестокое время, и драматические события не располагают к мажорным цветам.
Лишь Петр Гринев (Алексей Гущин) и Маша Миронова (Мария Прыскина) облачены в белое, оба – как два луча в «темном царстве». Таким образом, подчеркнута их особость среди других. Они любят друг друга и ради любви готовы на самопожертвование.
Противовесом им служит образ Емельяна Пугачева в ярком, рельефном исполнении Марка Щербакова. Это злодей, но и гений, сильная, неординарная личность. Жестоко расправляется с противниками, но и способен платить добром за добро. Главные его поступки есть бунт беспощадный, но отнюдь не бессмысленный. Удивительно, как публика реагировала на слова Пугачева о несправедливости угнетения человека человеком и – как результат – бунте против угнетателей: были аплодисменты!..
В спектакле, кроме Пугачева Марка Щербакова, много других прекрасно сыгранных ролей. Назовем лишь некоторые. Очаровывает нежная и сильная духом Маша Миронова Марии Пры-скиной. Гринев Алексея Гущина – это ребенок, попавший во взрослую жизнь и сумевший войти в нее, не уронив чести и достоинства. Владимир Кустарников с добрым юмором играет коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова – простосердечного старого служаку, подкаблучника своей супруги Василисы Егоровны. И когда эта старая комендантша, командир в юбке – в исполнении Елены Шубенкиной – мечется и кричит от ужаса при виде того, как вешают ее мужа, по зрительному залу явственно пробегает волна горя…
Остается добавить, что инсценировку по повести специально для нашего театра написала победительница конкурса современной драматургии «Ремарка» Инна Гридина. Музыку в стиле электронного фолк-даба написал питерский музыкант Александр Улаев, а хореограф Ольга Васильева, тоже из Санкт-Петербурга, поставила для массовки что-то вроде авангардного балета. Это придало черно-белому прочтению классики дополнительные объем, убедительность и энергию.