Обращения граждан, а также мониторинги активистов Общероссийского народного фронта показывают, что во многих российских городах есть проблемы с освещением улиц и дорог: по словам экспертов, более половины фонарей устарели и не соответствуют современным стандартам энергоэффективности. В целях улучшения благоустройства городской среды ОНФ рекомендует региональным властям ускорить модернизацию системы уличного освещения и более активно внедрять энергосберегающие технологии, что позволило бы в результате сэкономить бюджетные средства.
В ОНФ отметили, что использование устаревшего оборудования (по словам экспертов в настоящее время более 60% таких ламп) приводит к недостаточной освещенности улиц и, как следствие, снижению безопасности граждан. Так, учащаются случаи краж и грабежей, а водители транспортных средств из-за плохой видимости рискуют попасть в аварию. Проблемы, связанные с недостаточной освещенностью улиц, были обнаружены в Калининградской, Рязанской, Кемеровской, Костромской, Пензенской областях, Республике Дагестан и других регионах.
«В Ульяновске на некоторых проспектах нет даже осветительных опор, а в некоторых местах – вдоль тротуаров и проспектов – опоры установлены таким образом, что пешеходная часть все равно остается в тени, – рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ульяновской области Геннадий Антонцев. – Причем протяженность таких маршрутов составляет сотни метров. Особенно острая ситуация с освещением в сельских населенных пунктах. Мы считаем, что муниципальным образованиям необходимо периодически проводить мероприятия по анализу технического состояния систем освещения, а также оценивать ресурсы для восстановления этих систем или строительства новых».
Однако существует и другая проблема: в ряде населенных пунктов можно наблюдать чрезмерную расточительность при освещении улиц. Нерациональное освещение днем, а также превышающая нормативы освещенность ночью лишь увеличивают бюджетные расходы на электроэнергию. Эксперты рассказали, что зачастую эта и другие проблемы обусловлены недостаточно продуманной системой организации освещения и несогласованностью действий между подрядчиками, муниципальными властями и контролирующими органами, в то время как за состояние светильников на улицах ответственны муниципальные власти.
Всего, согласно докладу Минэнерго, за 2014 г., в России ежегодно на освещение тратится более 100 млрд киловатт-часов (более 12% от общего потребления электроэнергии). Из них доля потребления электроэнергии в уличном освещении составляет 7 млрд. киловатт-часов до 7%. При этом, потенциал экономии энергоресурсов России за счет внедрения светодиодных фонарей огромен – по оценкам экспертов, ежегодная экономия от повсеместного внедрения энергосберегающего освещения в России составила бы более 120 млрд руб. На сэкономленные деньги можно было бы построить сотни школ и детских садов.
Один из примеров успешной реализации программы по повышению энергоэффективности уличного освещения – город Курск, где в 2013 г. были установлены энергоэффективные светильники, что позволило сократить энергопотребление на 65%, или почти 60 млн руб. в год. Подобные меры были предприняты в рамках программы по повышению энергоэффективности региона. Долю энергоэффективных уличных светильников в общем объеме светильников на территории Курской области планируется увеличить с 47% в 2015 г. до 62,5% к 2020 г.
В городе Кирсанове Тамбовской области старые светильники были заменены на энергосберегающие в 2016 г., что привело к экономии энергии на 60% уже в первые три месяца работы. Это позволило уменьшить бюджетные траты с 350 тыс. до 150 тыс. руб. Таким образом удалось сэкономить 200 тыс. рублей бюджетных средств. В городе Мичуринск Тамбовской области были заменены 4,5 тысячи устаревших неэкономичных светильников на энергосберегающие светодиодные. Кроме этого, в течение семи лет в рамках заключенного контракта подрядчик должен осуществлять бесплатное обслуживание и замену светильников. Предполагается, что в год экономия для бюджета составит более 5 млн руб. Программы по замене ламп уличного освещения на энергосберегающие реализуются во Владимирской, Московской областях и некоторых других регионах страны.
Напомнив, что ряд городов уже успешно заменили лампы на энергосберегающие, что в долгосрочной перспективе позволит сократить расходы бюджетов на электроэнергию, эксперты ОНФ отметили, что в программах муниципальных образований об энергосбережении необходимо предусмотреть пункт об увеличении доли энергоэффективных уличных светильников в общем объеме уличных светильников на территории региона.
Одной из мер по реализации данной задачи могло бы стать заключение контрактов с энергосервисными компаниями, которые за свой счет закупают оборудование и осуществляют замену светильников, а средства, сэкономленные на потреблении электроэнергии, получают в качестве вознаграждения в течение нескольких лет.
«Активисты ОНФ регулярно проверяют, как муниципальные власти обеспечивают комфортную жизнь в городах. Наша задача – сделать улицы освещенными и безопасными. И заодно сэкономить бюджетные средства, которые можно было потратить на реализацию социальных проектов. В ходе мониторингов мы неоднократно сталкивались с большим количеством проблем в сфере наружного освещения. Работа по выявлению нарушений в сфере благоустройства во дворах и на улицах будет продолжена, в том числе, в рамках проекта «Комфортная городская среда». Также в ходе акции «Ученье – свет, а у школы – тьма» активисты ОНФ совместно с представителями ГИБДД проверили уровень освещенности и состояние уличных светильников вблизи муниципальных образовательных учреждений, а также на подходах к ним», – рассказала член Центрального штаба ОНФ, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина.
Пресс-служба ОНФ.
СПРАВКА
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года. Лидером движения является Президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения ОНФ работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством. В рамках ОНФ созданы 5 рабочих групп: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость» и центры общественного мониторинга.