Судя по отзывам наших читателей, качество реализуемого в магазинах хлеба в регионе продолжает ухудшаться, а цены — расти.

Крошится или резиновый
— Привычный заводской формовой хлеб на магазинных прилавках все больше вытесняет продукция частных пекарен, — сетует Прасковья Ивановна с улицы Средний Венец. — Если зайдешь в супермаркет ближе к вечеру, ни «кирпичика» белого, ни круглого серого уже не найдешь. А что внутри этих пестрых пакетов — одному Богу известно. На упаковке указано, что буханка пригодна к употреблению в течение трех суток, но уже на второй день она покрывается плесенью или становится «резиновой».

Не меньше претензий и к продукции крупных хлебозаводов. Вот лишь несколько отзывов ульяновцев: «Белый хлеб стал скорее тёмно-бежевым. Я думаю, что всё это зависит от качества муки, возможно, пекари решили экономить на ней». «Хлеб стал невкусный, он сильно крошится. Непонятно, что туда добавляют. Вынуждена была купить хлебопечку, пеку качественный хлеб — и белый, и ржаной. Получается и вкуснее, и дешевле. Время на приготовление хлеба не отнимается». «Хлеб нельзя хранить больше трех дней — он плесневеет. После двух дней пребывания дома я кладу хлеб в холодильник. Но после этого он совсем не вкусный».

По словам специалистов, хороший вкус, белый мякиш, ровная корочка получаются при смеси муки высшего и первого сортов. Если в составе хлеба только первый сорт, хлеб будет уже не тот. Значение имеет и способ выпечки, в каких печах он выпекается: на газу, в электропечах. Обращайте внимание на состав, хороший белый хлеб не должен содержать ничего кроме муки высшего/первого сортов, соли, воды и дрожжей. Серый, соответственно, — смеси первого и второго сортов, а черный — смеси первого сорта и ржаной муки.

Без контроля
То, что хлеб становится все хуже, признают и госорганы. В Россельхознадзоре это связывают с тем, что с 2014 года лишились возможности контролировать как качество самого хлеба, так и качество муки. После того как в 2004 году была ликвидирована государственная хлебная инспекция, часть ее функций распределили между Россельхознадзором и Роспотребнадзором. У двух нянек дитя осталось без глазу — система контроля перестала быть единой. Кроме того, Россия лишилась своего семеноводства, закупая семена из других стран. При этом на законодательном уровне были приняты документы, которые ограничивают возможность осуществлять госконтроль семян. В результате слишком много зерна портится из-за утраты контроля, указывают в Россельхознадзоре.

В прошлом году, столкнувшись с массовыми поставками некачественного хлеба в социальные учреждения региона, правительство Ульяновской области выступило с инициативой принять закон о хлебе и даже направило соответствующее предложение в Госдуму. В письме говорилось, что необходимо законодательно прописать требования к качеству хлебобулочной продукции и нормы, регулирующие работу частных пекарен.

Инициатива, впрочем, так и остается нереализованной.

И хлеб не по карману?
Сами хлебопеки жалуются на увеличивающиеся издержки при производстве хлеба — налоговая нагрузка и аппетиты энергомонополий растут. Не меньше проблем возникает при взаимодействии с торговыми сетями. Зачастую супермаркеты заказывают у поставщиков большие объемы продуктов, чем могут продать, а затем возвращают остатки поставщикам. По данным Российского союза пекарей, объемы возврата хлеба на заводы в России составляют 15-20 процентов от поставленного в магазины. А у некоторых сетей и превышают эти цифры. Технология производства позволяет до пяти процентов черствого хлеба применять для размочки и последующего использования. Остальное приходится выбрасывать.

Практика возврата наносит серьезный ущерб хлебопекам, которые не имеют, в отличие от аграриев, никаких дотаций.

По наблюдению ульяновцев, сам хлеб стремительно теряет в весе, вырастая в цене. По данным Ульяновскстата, хлеб дорожал едва ли не быстрее всех других продуктов питания. Так, с начала 2016 года килограмм ржаного хлеба вырос в цене на 11,9 процента — с 33,45 рубля до 37,45 рубля, хлеб из пшеничной муки первого и второго сортов – на 3,8 процента (с 37,48 до 38,91 рубля), хлеб из муки высшего сорта – на 8,5 процента (с 58,34 рубля до 63,72 рубля).

При этом объем потребления хлеба, по данным Росстата, с каждым годом снижается – с 6,8 миллиона тонн в 2010 году до 6,2 миллиона в 2015 году. В прошлом году каждое ульяновское домохозяйство потребило в среднем 91,5 килограмма хлеба при физиологической норме в 96 килограммов.

Дмитрий Минаев