В среду на этой неделе в Ульяновске прошел «круглый стол», приуроченный к празднованию Дня заповедников и национальных парков. Участники встречи – ведущие городские экологи, общественники, руководители профильных ведомств – обсуждали вопросы, связанные с развитием особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

– Сейчас можно уверенно говорить о том, что создание национального парка «Сенгилеевские горы» вышло на финишную прямую. Его открытие запланировано на июль 2017 года, – отмечает директор областного Департамента природных ресурсов и экологии Амир Галяутдинов.

Наряду с организацией нац-парка, в этом году в каждом муниципалитете региона должны создать новые ООПТ. Всего таких территорий сейчас 142, что составляет 4,8 процента от всей площади Ульяновской области.

– На самом деле, это не так много. К примеру, в Алтае особо охраняемые зоны занимают 26%, в Ингушетии – 23%, в Астраханской области – 17%. В общем, нам есть куда расти и развиваться, – комментирует доцент кафедры биологии и химии УлГПУ Андрей Масленников.

Правда, его коллега с той же кафедры Михаил Корепов придерживается несколько иной точки зрения:

– Создание новых ООПТ – конечно, хорошо. Однако нам сначала нужно решить те проблемы, которые есть уже на существующих территориях.

О каких проблемах идет речь? К примеру, многие «заповедные» территории до сих пор не оборудованы элементарными аншлагами, которые извещали бы находящихся там людей об особом статусе этого участка земли. Есть трудности с четкими границами ООПТ и зонированием данных территорий.

– Должно быть определено, где вообще нельзя заниматься никакой хозяйственной деятельностью (так называемые «зоны покоя»), а где можно. Например, в парке «40 лет ВЛКСМ» сейчас работают различные аттракционы, контактный зоопарк и т.п. Это привлекает горожан, создает хорошие условия для отдыха, но, поскольку зонирование отсутствует, у экологов возникают закономерные возражения против подобного подхода, – поясняет руководитель проектного офиса областного Агентства по развитию сельских территорий Александр Брагин.

Впрочем, некоторые участники встречи высказали сомнения, что зонирование ООПТ принесет реальную пользу.

– Вот возьмем для примера Винновскую рощу. Часть этого ООПТ областного значения, другая – собственно парк культуры и отдыха – имеет местный статус. Именно на последней территории расположены различные аттракционы, кафе, шашлычная и т.п. Что получается в итоге? «Подроста» растений не происходит, сажают виды деревьев, не свойственные данной ООПТ. Я уверен, что уже через лет 30-40 на этой территории исчезнут последние дубы. Таковы результаты «зонирования», – поделился своим мнением кандидат биологических наук Дмитрий Семенов.

В ответ Брагин возразил, что в зонировании смысл все-таки есть.

– К примеру, в некоторых местах экопарка «Черное озеро» – недалеко от железной дороги, там, где песок и гаражи, вполне можно создать, допустим, веревочный парк и контактный зоопарк. Уверен, что это будет способствовать развитию территории: не все бизнесмены ведут себя безответственно. Привлечение на эту территорию горожан позволит повысить контроль за ней. Пока же на «Черном озере» проходят лишь субботники, и каждые две недели оттуда вывозят горы пластиковых бутылок и другого мусора, – считает Брагин.

В свою очередь главный эколог Ульяновска Александр Курашов сообщил о том, что в настоящий момент готовится постановление Гордумы, посвященное ООПТ.

– Все эти территории у нас «отмежеваны» и поставлены на кадастровый учет. Сейчас мы также осуществляем зонирование ООПТ, взяв за основу материалы инвентаризации, которая проводилась в 2006 году. Вообще, инвентаризация подобных территорий действительно необходима: нужно четко определить, где можно вести хозяйственную деятельность, где нельзя. Кроме того, ожидается принятие областного закона, связанного с ООПТ, после чего мы сможем создавать природные территории местного значения, – сказал выступающий.

Также собравшиеся особое внимание обратили на необходимость охраны ООПТ.

– Речь идет не об юридической защите, а о «физической». К примеру, раньше к контролю за соблюдением порядка в Винновке (чтобы не жгли костры, не сорили и т.д.) привлекали казаков. Мы вместе со школьниками часто убираемся в роще, но, по большому счету, учащиеся мало что могут сделать: замечания несовершеннолетних вряд ли кто будет слушать. Может, нужно подумать о создании какой-нибудь «зеленой дружины»? – предложил Дмитрий Семенов.

Сотрудники бывшей «юннатки» указали на возможность возрождения шефства школьников – участников различных экологических кружков – над городскими ООПТ.

Кроме того, высказывались идеи привлечь к охране конкретных природных объектов частные предприятия и организации.

Евгений Нувитов