Как мы уже сообщали, в Ульяновске пресечена деятельность ОПГ, занимавшейся мошенничеством в сфере автострахования. В результате оперативных действий полицейских перед новым годом было задержано 19 человек, на счету которых более 50 эпизодов. Нам стали известны новые подробности этого громкого дела, а также о том, как работают автоподставщики в нашем регионе и во всей России, из связях с экспертами, выполняющими автотехническую экспертизу, и какие способы используют мошенники для получения денег в подстроенных ДТП.

Напомним, по версии следствия, на территории Ульяновска действовала организованная группа, занимавшаяся мошенничеством, связанным со страхованием автотранспорта. Участники группы приобретали на первичном и вторичном рынке дорогостоящие иномарки, после чего транспортные средства страховались по ОСАГО в различных страховых компаниях. «После оформления необходимых документов и полиса обязательного страхования гражданской ответственности злоумышленники на нескольких станциях технического обслуживания устанавливали на приобретенные иномарки кузовные детали с повреждениями, характерными для дорожно-транспортных происшествий”, – сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Впоследствии подозреваемыми в мошенничестве выбирались безлюдные места, где инсценировались ДТП, после чего «пострадавшие» обращались в ГИБДД для оформления происшествий, а затем подозреваемые направляли необходимые документы страховщику для получения причитающихся выплат. Размер присвоенных сумм составлял от 100 до 800 тысяч рублей.

Пресечь противоправную деятельность удалось в результате проведенных сотрудниками уголовного розыска УМВД России по городу Ульяновску оперативно-розыскных мероприятий.

Следственной частью следственного управления УМВД России по Ульяновской области буквально на днях возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.5 УК. По подозрению в совершении противоправных деяний задержаны 19 человек. У правоохранителей имеются сведения о причастности задержанных к более, чем 50 эпизодам мошенничества. Во время обысков следователями изъяты банковские карты, документы на различные транспортные средства, мобильные телефоны, многочисленные запчасти от автомобилей, а также более 30 автомобилей, предположительно использовавшихся в инсценировках ДТП.

Как нам стало известно от источника в правоохранительных органах, операция по задержанию автоподставщиков проходила в Ульяновске перед Новым годом. Изначально было задержано 79 человек, трое из которых – эксперты ульяновских судебно-экспертных бюро, проводившие экспертизы «побитых» автомобилей в результате ДТП. По ходатайству следственных органов УМВД России по Ульяновской области двоим подозреваемым судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, 17 подозреваемым избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Данную ситуацию мы попросили прокомментировать директора по экспертной деятельности «Регионального центра экспертизы по Приволжскому округу» Елену Карпову, за плечами которой почти десятилетний опыт в сфере судебно-экспертной деятельности (выполнено более двух тысяч судебных и следственных экспертиз за последние три года).

 

– Первый вопрос – насколько остро стоит данная проблема в нашем регионе?

– Эта большая проблема для всей страны, но в ряде регионов она уже перешла критическую черту. В число этих регионов попал и Ульяновск. Кстати, Ульяновскому региону из-за этого был установлен почти максимальный повышающий коэффициент по ОСАГО, который увеличил стоимость полисов по сравнению с иными регионами России. Поэтому проблема достаточно острая и возникла она не вчера. Мы столкнулись с первыми ее проявлениями еще в 2010 году. Схема автоподставщиков достаточно проста – имитация ДТП с участием ранее поврежденных автомобилей и получение максимального возмещения со стороны страховых компаний.

– Неужели все так просто? Сымитировал ДТП, собрал документы, и страховая компания сразу возместила ущерб?

– Разумеется, нет. После ДТП надо собрать необходимые документы, в том числе получить заключение специалиста о стоимости восстановительного ремонта и передать их на рассмотрение специалистам страховой компании и только после получения положительного заключения будет произведена выплата. Если же страховая компания, в силу каких-то причин, отказывает в выплатах, то спор переносится в суд.

– Какие основные способы используют мошенники для получения денег в подстроенных ДТП?

– Существуют два основных пути, по которым идут автоподставщики – завышение стоимости ремонта или же включение в число повреждений тех, которые не могли быть получены в указанном ДТП. Основным специалистом в разрешении данного вопроса является эксперт-автотехник. Как правило, перед ним ставят два вопроса: могли или не могли указанные повреждения образоваться в результате конкретного ДТП и какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, поврежденного в результате ДТП.

– То есть, правильно ли я понимаю, что без участия эксперта-автотехника, данная схема работать не может?

– Увы, но это действительно так. И это «неправильное» заключение эксперт может дать в силу трех обстоятельств – формального отношения к своим обязанностям, некомпетентности или, что, к сожалению, не исключается – преступного сговора. Бывают случаи, когда некоторые из экспертов-автотехников, в погоне за количеством выполняют данные экспертизы достаточно формально, не углубляясь в детали. Например, наши эксперты в среднем делают одну автотехническую экспертизу в течении двух дней. Длительность связана с тщательностью проведения исследований, необходимостью моделирования тех или иных ситуаций, чтобы понять могло ли данное повреждение образоваться в результате указанного ДТП. К тому же мы понимаем, что суд, назначая нам экспертизу, ждет не формального ответа, типа «невозможно ответить на поставленный вопрос», а серьезного и компетентного исследования, которое позволит вынести правильное решение. А другой «специалист» за эти два дня успевает «нашлепать» 8-10 заключений. Можно ли тут говорить о качестве и полноте исследования?! Что же касается компетентности эксперта, то могу сказать следующее – эксперт – это специалист высокого качества, проще говоря «штучный товар». Они должны иметь соответствующее образование и опыт работы. Ряд наших экспертов-автотехников имеют не только более чем десятилетний стаж работы по специальности и профессиональную подготовку по специальности «судебный эксперт», но и ученые степени докторов и кандидатов технических наук в соответствующей области. И тут вдруг в последние годы в Ульяновске из ниоткуда появились десятки организаций и лиц, предлагающих услуги автотехнической экспертизы. При этом известен случай, когда один из таких «экспертов» предъявлял в качестве документа о высшем образовании поддельный диплом, но никого этот факт особо не интересовал. Он выполнял судебные экспертизы, на основании его заключений выносились судебные решения. Что же касается преступного сговора, то такой возможности тоже не следует исключать. Учитывая, что в данной теме эксперт является одной из ключевых фигур, то в отношении него могут применять как угрозы, так и предложения «о сотрудничестве».

– А к вашим экспертам такие предложения или угрозы поступали?

– Да. Нам известно о таких фактах. Кстати, один из наших основных принципов – мы никогда не делаем экспертиз, результат которых оговорен заранее. Поэтому, видимо, за принципиальность и несговорчивость в делах об автоподставах нам два года назад подожгли офис, кинув ночью в окно бутылку с зажигательной смесью. Правда, благодаря соседям, увидевшим это, и сотрудникам МЧС, приехавшим на возгорание буквально через пять минут, мы отделались только одним выгоревшим кабинетом.

– Какие, по Вашему мнению, необходимо предпринять действия, чтобы сбить эту волну автопреступлений?

– Должна быть комплексная совместная работа всех заинтересованных лиц – как правоохранительных органов, так и страховых компаний, экспертных организаций и т.д. С нашей стороны мы видим одну серьезную проблему, влияющую на принцип независимости эксперта. С недавнего времени основным критерием выбора экспертной организации для проведения исследования является цена. Кто предложит меньшую цену, к тому и просят направить экспертизу. На практике уже сложилась система в некоторых экспертных организациях, при которой она договаривается с клиентом, что готова выполнить экспертизу. Для этого данная организация заявляет стоимость в два-три раза ниже реальной, чтобы именно ей поручили ее проведение. Разницу в сумме по договоренности ей возмещает клиент. А теперь подумайте – получив деньги напрямую от клиента, смогут ли такие организации сделать заключение не в его пользу? До тех пор, пока ценовой вопрос будет основным при выборе экспертной организации – ничего в данной проблеме не изменится.

По словам Елены Карповой, автолюбители, попавшие в ДТП должны понимать, что последующее исследование обстоятельств совершения ДТП – это очень сложный процесс, требующий предоставления как можно большего количества материала для получения достоверных выводов. Поэтому, во-первых, большую помощь эксперту оказывают записи видеорегистратора как на момент ДТП, так и за период ему предшествующий. Во-вторых, при составлении схемы места ДТП должно быть указано как можно больше деталей. И, в третьих, участнику ДТП рекомендуется сделать как можно больше фотографий, как самого места ДТП, так и положения обеих машин, их повреждений и т.д. Все это в совокупности облегчит процесс установления истины.