4 февраля – 100-летие главного художника ульяновского кукольного театра Лидии Васильевны Франго. Ее куклы запомнились нашим зрителям как незаурядное дарование мастера, выполненное с большим чувством любви к своему делу.

В 1939 году Лидия Франго после окончания Московского областного художественного педагогического училища изобразительных искусств начинает самостоятельную жизнь профессионала-художника. В этот период она работает художником-постановщиком и художником по театральным костюмам в театре-студии имени Станиславского, затем – в Борисоглебске Воронежской области.

В 1955 году художница вместе со своим талантливым мужем Иваном Николаевичем Франго переезжает на постоянное место жительства в Ульяновск. И с этого же года Лидия Васильевна начинает работать в ульяновском областном театре кукол. Семнадцать лет Лидия Васильевна посвятила театру, где ею было представлено и оформлено более ста спектаклей. Кукольный театр – удивительная страница творческой биографии Л.В. Франго, спектакли в ее оформлении – это постоянный праздник для малышей. Сколько переживаний у детей вызывали ее куклы: восхищение, удивление, негодование, и формировали умение чувствовать прекрасное.

Неслучайно художница принимала участие в ряде крупных выставок. В 1964 году в Ленинграде экспонировались эскизы Лидии Франго к двум спектаклям: «Иван-царевич и Серый Волк» Лимпана и «Королевство кривых зеркал» Губарева и Успенской.
В 1966 году в экспозицию передвижной выставки театров кукол по социалистическим странам были включены и произведения Л.В. Франго – эскизы и куклы к спектаклю Сударушкина «Иван – крестьянский сын». Следует отметить, что ее произведения были и на республиканских выставках, а в 1964 году – на зональной «Большая Волга».

Постоянные поиски новых решений спектаклей и кукол представляют основную черту творчества мастера. В 1967 году в Горьком проходил фестиваль театров кукол, из которых двум спектаклям – «Военная тайна» Лебедева и Кириповского и «Волшебная калоша» Матвеева в оформлении Лидии Васильевны – присудили II премию.

Спектакль «Военная тайна» стал большой творческой удачей художницы, был отмечен новаторский подход к созданию образов кукол: они были сделаны из одного материала и использовались только два цвета – черный и белый. Большим по размеру куклам, представляющим буржуев, противопоставлялись маленькие фигуры красных, во главе которых стоял Мальчиш-Кибальчиш и другие мальчиши. В этом контрасте Лидия Васильевна подчеркнула моральную силу красных.

Итак, полвека назад в репертуаре кукольного театра наряду с детскими наивными постановками «Теремок», «Колобок», «Репка» ставились и серьезные, отражающие важные даты в истории Отечества, к примеру, «Военная тайна» была посвящена 50-летию революционных событий.

Лидию Васильевну нельзя назвать художником какого-то одного жанра, кроме декорационного искусства, она серьезно занималась живописью, графикой, пейзажами, портретами и натюрмортами. Написанные ею акварели и эмоциональные рисунки дают основание говорить о феноменальных способностях художницы. Персональные выставки Л.В. Франго в различных жанрах художественного искусства демонстрировались не только на территории России, но и в странах дальнего зарубежья.

«Когда-то в молодости дальней

Казалось мне – я все могу.

Лишь захочу – и я все смогу.

А давши слово, не солгу».

Это отрывок из стихотворения Лидии Васильевны открывает еще одну грань ее таланта. Ее стихи, яркие, полные сатиры и юмора, хочется читать снова и снова…

О.А Полянская, сотрудник Государственного архива новейшей истории Ульяновской области