В сентябре 2016 года была одобрена проектно-сметная документация по первому этапу реконструкции аэродромной базы аэропорта «Ульяновск-Восточный». Капитальный ремонт объектов аэродромной инфраструктуры АО «Авиастар-СП» будет производиться до 2025 года. О грядущих преобразованиях нам рассказал директор аэропорта Владимир Гортиков.

– Владимир Александрович, почему именно сейчас, в непростое время, было  принято решение о проведении реконструкции «Ульяновск-Восточного»?

– Вы знаете, что строительство нашего аэропорта велось параллельно со строительством УАПК в начале восьмидесятых годов прошлого века. Именно с нашей площадки 30 октября 1985 года был совершен первый испытательный полет Ан-124 «Руслан». Срок эксплуатации любого аэродрома без проведения капитального ремонта составляет 25-30 лет. Данная цифра взята не с потолка. Основной статьей расходов аэропорта на сегодняшний день являются эксплуатационные затраты, от которых и должна «избавить» нас реконструкция. Кроме того, целью проекта является приведение аэропорта в соответствие современным требованиям норм годности эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации, обеспечение проведения испытаний летательных аппаратов во всех требуемых режимах в любое время суток.

– То есть аэропорт после завершения реконструкции сможет принять воздушное судно практически в любую погоду?

– Да, мы сможем работать в более жестких погодных условиях, чем ранее, что соответствует нормативам II категории посадки по ИКАО: 30 м вертикальной видимости и 400 м видимости на полосе. Это, конечно, повысит наши возможности не только при посадке гражданских судов, но и при проведении испытательных полетов.

Кто является заказчиком работ?

– Аэродром «Ульяновск-Восточный» включен в план федеральной целевой программы (ФЦП) и подлежит реконструкции по направлению развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны. В соответствии с поручением Правительства РФ и на основании соглашения с Минпромторгом России функции заказчика работ возьмет на себя Федеральное государственное унитарное предприятие «Авиакомплект» (г. Москва), поскольку данная организация обладает правом на ведение хозяйственной деятельности и является собственником земли, на которой находится аэропорт.

Чтобы сразу пресечь все вопросы читателей-пассажиров, отмечу, что наш аэровокзал и корпуса, связанные с обеспечением потребностей гражданской авиации, подвергаться ремонту не будут. Потому что мы реконструируем аэродромную площадку, связанную с основным назначением аэродрома, – проведением полетов экспериментальной авиации.

– Какие этапы включает в себя проект капитального ремонта аэродрома?

– Реконструкцию аэродрома предполагается осуществить в два этапа. В первую очередь в ремонте и замене нуждаются электрические, тепловые, водопроводные сети. По проекту не предполагается полностью заменить сети на всей территории аэродрома, они будут проложены лишь на отдельных участках у строящихся объектов, также отремонтируют трансформаторные подстанции и водозаборный узел.

После обследования технического состояния здания контрольно-диспетчерского пункта (КДП), откуда происходит управление движением воздушных судов, встал вопрос о том, что экономически целесообразней возвести новый корпус, отвечающий всем современным требованиям, чем восстанавливать старую постройку. Кроме того, реконструкция будет проведена без прекращения деятельности аэродрома, что невозможно при остановке центра управления полетами.

Чтобы идти в ногу со временем, согласно новой программе повышения энергоэффективности, было принято решение на все строящиеся здания, за исключением административно-бытового корпуса, установить новые модульные газовые котельни. Также будет построена система очистки сточных вод, потому что нормативные требования экологов к качеству сточных вод ужесточаются, и работать далее, не имея оборудования по механической очистке воды и отстойников, проблематично.

По проекту будет восстановлено заброшенное административно-бытовое здание, находящееся на въезде в аэропорт, в котором разместятся все административные и хозяйственные службы. Кроме того, будет построено новое здание контрольно-пропускного пункта. Территориально КПП  переместится поближе к аэродромной площадке, что уменьшит общий периметр и, соответственно, сократит расходы на его охрану и обслуживание, улучшит пешеходную и автомобильную доступность.

Второй этап реконструкции предположительно начнется в 2018 году, но часть запланированных работ будет производиться уже на первым этапе. До этого на отдельных участках периметрального ограждения, находящихся в плачевном состоянии, вместо бетонного забора будет установлена металлическая сетка, которая упростит эксплуатацию объекта и улучшит обзор территории. Начнутся работы по санации плоскостных сооружений (взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек), включающие ремонт сколов, трещин, восстановление шелушения плит. Будут отремонтированы внутриобъектовые дороги и проложены новые пешеходные дорожки.

– Насколько улучшится работа авиадиспетчеров? Где будет находиться новое сооружение центра управления полетами и какие преимущества даст его расположение?

Одним из основных преимуществ нового здания будет его местонахождение  – строго по центру взлетно-посадочной полосы (ВПП), что значительно улучшит обзор аэродромной площадки. Также увеличится высотность сооружения (с девяти до одиннадцати этажей) и расширится его назначение. Помимо служб, которые занимаются непосредственно обеспечением полетов, в нем будет сосредоточена аварийно-спасательная станция. Благодаря функционированию ворот на противоположных сторонах здания спасатели смогут оказать экстренную помощь как на ВПП, так и на перроне и в самом аэропорту.

На диспетчерских пунктах будет установлена современная система управления воздушным движением «Альфа», обновлен весь комплекс радиотехнического оборудования – радиолокационного, радионавигационного, заменены приводные радиостанции, дальномерная и угломерная системы и т.д.

– Что планируется реконструировать на втором этапе проекта?

– Самое главное, что необходимо сделать, – произвести окончательную реконструкцию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, стоянок, перрона, патрульных дорог, обновив верхний слой бетонных покрытий. Помимо того, во время ремонта бетонных покрытий на полосах будут установлены новые светосигнальные огни. Также для защиты от несанкционированного проникновения по всему периметру территории аэродрома будет заменено ограждение, на которое планируется установить освещение и инженерно-технические средства охраны. Капитальный ремонт  произведут в корпусах 32, 70, 34, 61.

– Максимальная стоимость контракта?

 Аэропорт «Ульяновск-Восточный» имеет одну из самых больших по площади взлетно-посадочных полос в РФ – 5 км, поэтому затраты на ремонт, особенно связанный с заменой бетонных покрытий, немалые. На первый этап реконструкции будет выделено более 2,5 млрд. рублей, сумма затрат на второй этап реконструкции просчитывается.

– Какие перспективы открываются перед «Ульяновск-Восточным» после окончания всех работ?

– Наш аэродром по своей сути уникален. Было бы глупо закопать в землю и потерять то, что создано нашими отцами и дедами. Если задумали они построить не отдельный огромный завод, а целый авиастроительный комплекс – мы должны сохранить это богатство.

Аэропорт «Ульяновск-Восточный» имеет возможность принять любые типы воздушных судов с любой загрузкой. Поэтому мы видим большие перспективы именно в развитии грузовой и специальной авиации, техническом сопровождении самолетов. Также возлагаем большие надежды на портовую особую экономическую и промышленную зону «Заволжье», где появятся предприятия, выпускающие самолеты, которые необходимо будет испытывать и обслуживать. Не будем забывать и о регулярных пассажирских рейсах, являющихся одной из существенных статей доходов международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», коим он сейчас является. Одним словом, реконструкция – это первый шаг к увеличению объемов загрузки аэропорта, увеличению потребности в наших услугах, к нашим перспективам. Надеюсь, в скором времени мы будем жужжать здесь по полной программе.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВСКИХ, корреспондент газеты «Старт» АО «Авиастар-СП»