Год 100-летия Октябрьской революции Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова открыл на днях привозной выставкой из Москвы из Государственного музея В.В. Маяковского.

Экспозиция «Маяковский – Родченко. Революция в искусстве» знакомит публику с одним из самых ярких периодов в развитии русского авангарда.

– В это время художники левых направлений отходят от «разрушительной» критики старого искусства 1910-х годов и переходят к созданию нового производственного искусства. Содружество поэта-футуриста, классика советской литературы Владимира Маяковского с художником-конструктивистом Александром Родченко – одно из самых известных в отечественном искусстве. В 1923-1925 годах оно привело к появлению знаменитой марки «Реклам-конструктор: Маяковский – Родченко». За несколько лет они создали большое количество образцов полиграфического искусства, вошедших в историю отечественного и мирового дизайна. Это рекламные плакаты, упаковки кондитерских изделий, оформление книг, журналов, спектаклей, многие из которых выполнены с использованием техники фотомонтажа. Выставка посвящена также эпохе футуризма в поэзии Маяковского. Родченко представляет конструктивизм и футуризм в искусстве, технике фотомонтажа и прочих проектах, – рассказывает сотрудник центра-музея Ирина Маршалова.

Все материалы на выставке – копии с подлинников музея Маяковского, но они хорошего качества и в размерах оригиналов.

Снимки Александра Родченко дают представление о его экспериментах с композицией, фокусом, точкой выбора съемки. С начала увлечения этого художника фотографией в 1924 году проявляется характерная для него композиционная диагональ, приверженность геометрическим фигурам. Он был сторонником документальности в фотографии, мгновенности, жизненности.

Среди его фоторабот на выставке трудно равнодушно пройти мимо снимка Маяковского в обнимку со своим любимцем – скотч-терьером Скотиком. Фотография уникальна тем, что нигде больше на снимках поэт не улыбается. Родченко вспоминает, как он поймал этот момент: в Пушкино на даче у Маяковского было много гостей, пили чай с печеньем, угощались мороженым. Мороженщик угостил лакомством и Скотика. И эти секунды счастья на двоих и успел запечатлеть фотограф.

Их творческое содружество было уникальным, отмечает Ирина Маршалова. Маяковский сходился и расходился с людьми. Известно, что он переходил из ЛЕФа в РАПП: и там, и там у него были сложные отношения с членами этих литературных объединений. С Родченко же сотрудничество сложилось. Они много занимались рекламой – коммерческой, профсоюзной, государственной. Наверняка многие читатели помнят классическое: «Нигде кроме как в Моссельпроме».

У каждого из «реклам-конструкторов» были свои функции: Маяковский писал лозунги и агитки (сейчас бы его назвали копирайтером), а Родченко занимался графикой, шрифтами и иллюстрацией. Впрочем, утверждает Ирина Маршалова, и Маяковский делал эскизы, и иногда даже воплощал свои замыслы в цвете. Известно, что он учился в Строгановском училище и в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, откуда был исключен по неблагонадежности.

Излюбленным элементом в рекламной продукции у Родченко стала фотография. И в этом он был первопроходцем. На плакатах часто изображался новый человек, строитель будущего коммунистического общества. В частности, на плакате Ленгиза можно увидеть Лилю Брик в косынке работницы, призывающую читать книги этого издательства и передающую молодую энергию и оптимизм. Эта самая любимая из всех женщин Владимира Маяковского, его муза и злой гений была одной из первых советских фотомоделей.

Ее лицо с утрированно пронзительным и каким-то недобрым взглядом Родченко поместил и на обложку книги с поэмой «Про это», ей же посвященную Маяковским. В оформлении поэмы художник опять же использовал революционную для своего времени технику фотомонтажа. На одной из иллюстраций погруженного в размышления поэта Родченко возносит на вершину излюбленной им диагонали, противопоставляя своего друга символам разъедающего душу быта, что внизу композиции. Художник настолько хорошо знал Маяковского, что удивительным образом предугадал, что напишет тот в своей предсмертной записке: «Любовная лодка разбилась о быт…».

Говоря об Александре Родченко, создатели экспозиции не обошли вниманием его супругу Варвару Степанову. Она тоже была художником и вместе с подругой Любовью Поповой разрабатывала рисунки для тканей и модели одежды для жителей СССР. Они совершили настоящий прорыв. Цветочки, листики, завитки остались в буржуазном прошлом. Вместо них модницам 20-х годов ХХ века Степанова и Попова предложили геометрические фигуры и абстракции. Новые ткани, как бы мы сейчас сказали, с принтами настолько понравились покупательницам, что они их моментально раскупали.

Надо заметить, что подобные рисунки популярны и сегодня. Не менее актуальными оказались и разработанные художницами модели спортивных костюмов. На выставке сшитые по их эскизам футболки и шорты – яркие, с комбинацией белых, синих и красных цветов – можно увидеть на манекенах. Думаю, все это не отказались бы примерить нынешние щеголихи.

Также Варвара Степанова проектировала новую спецодежду для представителей разных рабочих профессий, называя ее «прозодеждой». Комбинезоны, куртки, рубахи должны были быть удобными и функциональными для строителей коммунистического общества, которое, увы, так и не было построено. Зато жизнеспособными оказались плоды революционных экспериментов творцов авангарда, которые вошли в мировую историю искусства ХХ века как первопроходцы.