42-я школа в Ульяновске – яркий пример реализации инклюзивного образования в России. Здесь обучается несколько детей-инвалидов: есть ребята, передвигающиеся на инвалидных колясках, есть слабослышащие и слабовидящие дети, есть ученики с задержкой психического развития. Все они посещают школу вместе с остальными ребятами, сидят на уроках, занимаются внеклассной работой и, конечно, участвуют во всевозможных конкурсах и соревнованиях.

С 2013 года, когда школа стала участницей государственной программы «Доступная среда», многое изменилось. «За эти годы архитектурная среда школы стала доступной, – подчеркивает заместитель директора по научно-методической работе Татьяна Евстигнеева.

– Сделано очень многое. Произведен капитальный ремонт рекреаций, классных комнат, кабинета психолога, логопеда, гигиенической комнаты, приобретено оборудование для безопасного передвижения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это пандусы – стационарные и переносной. Приобретен мобильный гусеничный подъемник, который вместе с инвалидной коляской перемещает ребенка по этажам здания. В рекреациях установлены поручни».

Закупили весь комплект интерактивного оборудования: специальные доски, комплект для занятий по программе «Оптимузыка» (звуковой луч), проекторы, ноутбуки. В школе оборудована сенсорная комната, предназначенная для снятия психоэмоционального напряжения, активизации познавательных процессов, развития творческих способностей, корректировки восприятия. Здесь есть «сухой» бассейн с шариками,«грозовая туча» с фиброскопическими волокнами, стол с песком для рисования, массажные дорожки и многое другое. Занятия проводятся с учащимися начальной школы, причем приходят в сенсорную комнату не только ребята с ограниченными возможностями, но и все остальные. Результат психологи видят уже после первого занятия.

Дважды на базе школы проводились курсы для учителей, которые занимаются с детьми с ограниченными возможностями: теорию читали педагоги Федерального института развития образования, учителя школы №42 оказывали практическую помощь – в написании программ, проведении уроков и т.д.

«Ребята, независимо от их возможностей и ограничений по состоянию здоровья, учатся все вместе, в общеобразовательной школе, – говорит Татьяна Евстигнеева.

– В нашей школе создана программа «Открой свое сердце добру», призванная сформировать толерантное отношение к детям-инвалидам. Мы никогда не делали никаких различий между ребятами. Все праздничные мероприятия мы проводим вместе, каждый участвует в силу своих возможностей. Мы как одна большая дружная семья».

Ксения Великанова