В рамках гражданской кампании “Очистим свое лицо – улица Гончарова” начинаем серию публикаций, рассказывающих об истории, архитектуре, людях, которые на ней жили… Сегодня материал Ирины Геннадьевны Котовой о фасадах и лепном декоре исторических зданий.

Первое десятилетие ХХ века ознаменовалось началом нового этапа гражданского строительства в Симбирске. В условиях оживления строительной инициативы активизировали свою деятельность органы государственного управления – строительное отделение губернского правления, техническо-архитектурный отдел при городской управе и различные общественные организации города. В начале столетия растет плотность и укрупняется масштаб застройки центральной части города. Разреженную усадебную застройку центральных улиц сменяет застройка «сплошным фасадом».  В этот период роль административной, культурной, торговой артерии Симбирска взяла на себя Большая Саратовская улица (в 1912 году переименована в Гончаровскую в связи со столетием со дня рождения И.А. Гончарова).

В период с 1900 по 1914 годы практически все здания по Большой Саратовской улице были реконструированы или построены заново.

Поговорим о наиболее ярких, с точки зрения использования лепного декора, памятниках улицы Гончарова.

Лепнина на фасадах во все времена придавала дому индивидуальный, узнаваемый характер. Она была доступна не многим. Как правило, в рядовой застройке использовались функциональные (полезные) элементы лепного декора. Например, обработанный угол – защищал от скола, карниз или цоколь – дополнительная теплозащита. А вот богатые домовладельцы могли позволить себе излишества – филенки, пилястры, кронштейны и балюстрады, замковые камни… все, что диктовала мода и пристрастия, как владельца, так и архитектора.

Классическими материалами для изготовления лепнины были устойчивые к осадкам камень. Гипс и бетон. Они требовали мощных, устойчивых фасадов так как имели большой вес, но наши предки ценили добротность.

Расскажем о наиболее ярких примерах лепного декора на фасадах домов по улице Гончарова.

В начале Большой Саратовской улицы по проекту известного симбирского архитектора Августа Августовича Шодэ , было построено новое здание Государственного банка. (Кукольный театр)

В решении архитектурного образа банка – «храма»  в архитектуре второй половины XIX – начале XX веков очевидна ориентация мастера на французскую архитектуру XVI-XVII веков, мотивам которой Шодэ отдавал явное предпочтение.

Асимметричное решение главного фасада Т – образного в плане здания вызвано расположением банка на центральной улице города. Здание спроектировано с учетом восприятия, проходящего вдоль него человека, способного оценить красоту и разнообразие постройки по мере движения. Объем левого ризалита завершен шатровым перекрытием с круглыми люкарнами и шпилями, а правый венчает сферический купол. Правый ризалит, безусловно, является главным композиционным акцентом здания. Он скруглен, выделен масштабом и пышным декоративным оформлением. Его украшают лепные гирлянды, картуши и два кадуцея – символа Меркурия, покровителя торговли, расположенные над балконом, огражденным балюстрадой.( Здесь  размещался кабинет управляющего). Это символ (преимущественно в 19 веке)  был любим строителями банковских зданий.

Карту́ш — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.

Гирлянда
Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п.,

 

Кадуцей

Этот символ настолько древний, что установить время его появления не представляется возможным. Известно, что он был заимствован греками у египтян, которые использовали его еще до времен Осириса. Позже кадуцей перешел от греков к римлянам.

Кадуцей представляет собой золотой жезл с симметрично расположенными вокруг него змеями. Иногда его увенчивает пара распростертых крыльев. Слово caduceum пришло в латинский язык из греческого, где оно употреблялось в значении «вестник», «предвестник».

Означая здоровье и юность, кадуцей считается атрибутом греческого бога Меркурия (или по аналогии римского бога Гермеса). Его носят множество других божеств, среди которых можно вспомнить египетского Анубиса, финикийского Ваала, шумерскую Иштар. В христианстве кадуцей можно увидеть в правой руке святой Софии изображенной на многочисленных иконах.

Кадуцей Гермеса

Существует теория, что символ изначально напоминал очертаниями ветвь из оливкового дерева или украшенный несколькими листочками прут. Позже первоначальный образ изменился, получив наконечник в виде шара и полумесяца, а в дальнейшем были добавлены две змеи обвивавшие центральный стержень. Если верить другим источникам, образ змеи всегда был неотъемлемой составляющей кадуцея и использовался в качестве знака целительства.

Гомер считает, что Гермес обрел кадуцей после обмена с Аполлоном – отдав за него свирель. Существует и кардинально другая теория, согласно которой этот атрибут был сделан именно для Гермеса. Если верить легенде, Гермес использовал жезл, чтобы разнять двух борющихся между собой змей. В результате последние приросли к центральному стержню.

В римской же мифологии о двойнике Гермеса – Меркурии, говорится, что он использовал этот посох, что бы помирить двух дерущихся змей (беспорядок, хаос). С тех пор в Древнем Риме Кадуцей считается символом мира, согласия, уравновешенного и добродетельного поведения.

Эпиктет говорит:

Есть такая палка Гермеса, потрогай ею что хочешь. Все, что ни потрогаешь, будь это кожа, дерево или что-то еще, – все превратиться в золото. Да это и верно. Приведите ко мне больного или умирающего, бедствие или трудность – все это я могу преобразить палкой Гермеса. О велик Бог, давший нам этот инструмент.

Сегодня, как и в 19 веке,  кадуцей используется как символ торговли и дипломатии. Им обозначают тайну политической или коммерческой переписки.

Кадуцей составляет часть символа Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации.

В США кадуцей использовался в качестве символа медицины.

 

Стремясь придать главной улице города парадный, праздничный и монументальный облик, местное самоуправление пошло по пути объявления конкурсов на строительство необходимых городу учреждений, что способствовало приближению архитектуры провинциального Симбирска к уровню столичных городов. В 1902 году Петербургским обществом архитекторов был проведен конкурс на проект здания Симбирской земской управы. Победителем стал выступивший под девизом «Мышь» студент Высшего художественного училища Академии Художеств, впоследствии ставший крупным петербургским архитектором, – А.И. Дмитриев. Здание управы было построено в 1903-1905 годах на углу Большой Саратовской и Покровской улиц и закрепило исторически сложившиеся направления двух старых улиц города.

Монументальное и элегантное трехэтажное здание, выдержанное в стиле неоклассицизм, стало образцом современного зодчества и способствовало проникновению новых профессиональных тенденций в архитектуру Симбирска. Строительство велось под наблюдением симбирского архитектора В.Л. Ивановского и при участии художника М.Ф. Квятковского, по эскизам которого сделаны барельефы на фасадах – гербы Симбирской губернии, маски львов, а также роспись плафона и фигуры атлантов в вестибюле.

Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений начала XX века, которым присуще обращение к традициям (в первую очередь в декоре) искусства античности, эпохи Возрождения или классицизма. Неоклассицизм появился как антитеза декоративной избыточности модерна и   должен был  утолить назревшую в обществе потребность в большом монументальном стиле.

Рассмотрим декор:

Пилястра- Плоский вертикальный выступ на поверхности стены увенчанный капителью.(без капители – лопатка)

Капитель- Верхняя часть колонны или пилястры различной формы
В любом ордере это самая сложная в изготовлении часть.

Замки – архитектурные детали разнообразной формы, как бы замыкающие проемы арок, дверей или окон. Замки также выполняют в виде животных, масок и т.д.

Маскаро́н (фр. mascaronитал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны могут носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом. Распространённые виды маскаронов:

– Фантастические маски-гротескипериода барокко
– Копии греческих масок и львиные головы в архитектуре классицизма
– Женская головка в архитектуре модерна

Облик центрального ризалита, обрамленного каннелированными ионическими пилястрами с львиными масками в капителях,  определяют большие, сближенные окна второго этажа и сдвоенные узкие окна второго света с пилястрами в простенках. Центральный вход подчеркнут расположенным над ним небольшим балконом второго этажа на кронштейнах. Карнизы центральной части и боковых ризалитов увенчаны парапетами, остальная часть здания – металлической решеткой со столбиками. Стены первого этажа центрального ризалита, главных (восточного и северного) фасадов здания  обработаны  массивным рустом и прорезаны узкими вертикальными окнами. Простенки окон второго  и третьего этажей облицованы желтоватым керамическим кирпичом. Декор фасадов боковых частей упрощен и представлен пилястрами с изображением гербов Симбирска в капителях, маскаронами замковых камней окон второго и третьего этажей и межэтажным меандровым фризом.

  Меандр – распространённый тип геометрического орнамента; имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в искусстве Древней Греции; получил название от извилистой р. Меандр (ныне Б. Мендерес) в Малой Азии.

Руст
рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью, руст создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы