Я часто сталкивался с тем, что есть в нашей области люди, про которых многие забыли и даже истории про них позабылись. А в своё время они были чрезвычайно почитаемы. К таким нашим, во многом забытым землякам, стоит отнести Леонтия Тимофеевича Шестакова или дедушку Леву, как его все ласково называли.
Леонтий Тимофеевич Шестаков родился 1 июля 1828 года в селе Вороновка, что расположено неподалеку от Синодского (ныне Красная Поляна, Барышского района). Старожилы рассказывали, что Леонтий родился в очень бедной семье, у которой не было даже дома (жили просто в Бане). Ребенка этого матушка не хотела и попыталась вытравить во время беременности. Но срок был уже большим, ребеночек выжил, но родился калекой. Нежданное дитя было очень болезненным, с чрезвычайно хрупкими, тонкими ручками и ножками (по воспоминаниям, левая рука его была сухая). Работник он был совсем никудышный и вынужден был рано уйти из дома. Так, в 12 лет он первый раз появился в селе Синодское и некоторое время прислуживал в местной церкви. Потом он принял монашество и около пяти лет жил в Жадовском монастыре. Вскоре, молодой монах отправился пешком в паломничество на святой Афон, где пробыл более десятка лет. Уезжая из святого места, он, в качестве оплаты за труды, получил большие иконы, подаренные им в последствии Троицкому храму в г.Барыш, и большой кипарисовый крест. Ориентировочно с 1875 года старец Леонтий вновь приходит в Синодское. Здесь воспоминания старожилов расходятся: одни уверяют, что он стал настоятелем новой церкви в честь Николая Чудотворца, но большинство говорит, что Леонтий просто жил при храме вплоть до своей кончины – 21 августа 1901 года.
Так чего же такого особенного было в этом обычном по русском меркам монахе? А вот что.
Вернувшись после духовного служения из Святого Афона, в Леонтии проявились дар врачевания и прозорливости (предвидения). Он стал одним из немногих людей практиковавших экзорцизм, то есть изгнание бесов из людей (кстати, сейчас этой практикой имеют право заниматься только 3 священника в России). А Леонтию привозили бесноватых, иногда даже закованных в цепи или привязанных веревками к телеге. При помощи молитв, поста и водицы из источника старец Леонтий возвращал в разум и этим страдальцам.
Другая категория болезных была алкоголики. Их привозили пьяными и выгружали на склоне оврага в районе «Сливы» (место где сливалось семь Святых ручьев, как уверял Леонтий). Там из отпаивали водицей из родников и кормили росшей здесь же Богородской травкой. После чего выпивохи навсегда бросали пить и возвращались в семьи. Интересно, что даже в советское время долгие годы продолжали привозить сюда пьяниц, а местный врач лечил их по подобию Леонтия. И Святая вода, да и, может быть, и старые молитвы дедушки Лёвы, помогали излечивать даже безбожников. Кстати, нечто подобное произошло и со мною. Так, в 2008 году, собирая информацию про достопримечательности Ульяновской области, я заехал в Красную Поляну и вдоволь напился воды из местного источника. Вернувшись же в город, почти месяц не мог выпить даже рюмки водки (не лезла). Не могу утверждать, что так подействовала водица именно с этого места (я часто тогда пил из разных Святых источников), но сам эффект был для меня полнейшим шоком.
Приезжали к дедушке Лёве и женщины, которые очень хотели детей, но беременность не наступала. Он отправлял их вниз оврага в те же «Сливы» (другие называли место «Стрелкой») и заставлял сидеть в ледяной воде на месте стыка Святых ручьев. Исцеление приходило многим.
Лечил Леонтий и неходячих. Даже с рождения людей, Часто ему привозили таких больных, и дедушка просил положить их рядом с родником у Никольского храма. Там он неделями отпаивал болезных святой водой, молился, кормил. Многие уходили обратно на своих ногах, с безмерной благодарностью к старцу.
Обладал старец и даром прозорливости: например, незадолго до смерти он предсказал, что его похоронят у церкви, но через несколько лет на могилу «поставят стену». Так и произошло: его похоронили у стены храма, а после Октябрьской революции Никольскую церковь закрыли, а потом перестроили в клуб. Так получилось, что стена клуба встала точно на середину могилы старца. До сих пор памятный крест «растет» из-под стены . Правда, из клуба теперь опять восстановили Никольский храм, но стенку двинуть так и не решились – не хочется беспокоить старца.
Леонтий запомнился людям, как человек очень кроткого нрава, отличающийся безграничной добротой. Особенно он любил детишек, всегда ласково с ними говорил и незаметно подкладывал конфетки им в карманы.
Вот такой человек жил у нас в области.
В 90-е годы старца подумывали даже канонизировать, но местные жители наотрез отказались позволять вскрывать могилу дедушки Лёвы. «Он с нами жил, так пусть с нами и останется».