Городской пассажирским транспорт в ближайшие годы должен претерпеть существенную модернизацию. Речь идет не только об обновлении автопарка, но и вообще о новой «транспортной стратегии».
Уже давно назрела необходимость глобального реформирования системы пассажирских перевозок Ульяновска. Чтобы провести ее максимально эффективно и в сжатые сроки, решено было воспользоваться опытом Москвы.

Московский опыт – на ульяновскую почву
– Мы предварительно проанализировали ситуацию в ульяновской городской агломерации и пришли к выводу, что столичный опыт вполне приложим к вашему областному центру. Более того, в свое время мы совершали ряд ошибок, от которых теперь можно застраховать вас, – заявил замруководителя по транспортному планированию и информационно-аналитическому обеспечению московского Центра организации дорожного движения Александр ПОЛЯКОВ.

На специальной встрече, в которой приняли участие руководство Ульяновска и Губернатор Сергей МОРОЗОВ, гость из столицы рассказал о ключевых моментах будущей модернизации.

– Московскому пассажиру сейчас абсолютно все равно – муниципальный или частный транспорт его обслуживает. Москвичи даже визуально не могут это определить, так как ко всем автобусам единые требования по экологичности и комфортности. К примеру, во всех транспортных средствах есть кондиционеры, везде действует единый билет – и на электротранспорте, и на автобусах. Кроме того, льготы пенсионерам, студентам и другим предоставляются и муниципальными, и частными перевозчиками, – пояснил ПОЛЯКОВ.

По его словам, столица «немножко побольше» Ульяновска, но основные проблемы – одинаковы.

Как бороться с пробками в часы пик?
– Первое, что мы сделали, – ввели выделенные полосы для общественного пассажирского транспорта. Достаточно сказать, что если раньше «скорая» на место ДТП приезжала через 20 минут, то сейчас – по «выделенке» – за 8 минут. В итоге в часы пик больше 70 процентов москвичей ездят на общественном транспорте: это намного быстрее и удобнее. В Ульяновске пока совершенно обратная картина: около 50 процентов предпочитает в пиковое время личный транспорт, – констатирует замруководителя московского центра.

По мнению гостя из столицы, в Ульяновске – в отличие от Москвы – приходится учитывать тот факт, что областной центр «разъединен» Волгой.

– Получается, что один берег – троллейбусный, другой – трамвайный. Связь между ними осуществляется только автобусным транспортом. Тут тоже необходимо поразмышлять, как объединить два берега.

Помимо этого, столичные специалисты вместе с ГИБДД провели первичный анализ транспортной системы Ульяновска, чтобы определить места повышенной аварийности и участки, где часто возникают пробки.

– Также нужно внимательно проанализировать работу светофоров и посмотреть парковочные места: имеются в виду те участки, на которых концентрируются автомобили, мешающие транспортному потоку, – говорит Александр ПОЛЯКОВ.

Стоит добавить, что в Москве, по словам столичных гостей, широко используются дотации пассажирского транспорта из городского бюджета. Это позволяет распространить льготный проезд на все виды транспорта, в том числе и для частных перевозчиков.

Общественный транспорт модернизируют
У нас планы поскромнее, чем в Москве, и в первую очередь намерены хотя бы избавиться от неудобных маршруток, заполонивших дороги.

– В начале 2017 года со всеми перевозчиками мы заключили соглашение, одно из обязательных условий которого -продолжение поэтапного обновления подвижного состава. Машины малой вместимости будут заменяться на комфортные автобусы, – сообщил начальник городского Управления дорожного хозяйства и транспорта Игорь БЫЧКОВ.

Однако понятно, что такое обновление не может происходить задаром неслучайно в ответ перевозчики поставили вопрос об увеличении оплаты проезда. Об этом мы писали в прошлом номере «Управдома» (подробнее здесь).

– Кроме того, во время ремонта асфальтового покрытия на Московском шоссе – на участке между улицами Пушкарева и Минаева – будет обустроена трамвайная остановка напротив ТЦ «Аквамолл», с пешеходным переходом в одну сторону – к торговому центру. Для этого мы расширим проезжую часть со стороны улицы Аблукова, перенесем опоры уличного освещения и светофора, – сказал начальник Управления.

Схема движения изменится
В ближайшее время планируется объединить трамвайные маршруты №1 и №10, которые во многом дублируют друг друга.

– Такая практика оправдана: например, продление трамвайного маршрута №15 до остановки «УКСМ» значительно увеличило пассажиропоток и выручку на нем, – отметил директор МУП «Ульяновскэлектротранс» Александр МЯСНИКОВ.

Подобный подход используется и в отношении автобусных маршрутов. К примеру, продление в часы пик конечной остановки маршрута №52 до мебельного комбината оправдало себя. В межпиковое время пассажиров там немного, и автобусы в этот период ходят туда каждый час. Изучение пассажиропотока продолжается, окончательный график здесь сформируется через два месяца.

– Кроме того, из-за нерентабельности 12-й маршрут прекратил ходить до поселка Поливно, его путь сократили до парка «Победа», – прокомментировал Игорь БЫЧКОВ. – Сделано это для того, чтобы он вообще не прекратил свою работу и продолжил обслуживать жителей другого поселка

– Баратаевки. Поскольку в Поливно транспортными услугами пользуется всего 250 человек, решено каждые 15 минут направлять туда автобусы маршрута №4, конечной остановкой которого является база «Ульяновскводоканала».

Наш собеседник также упомянул о последовательном решении транспортных проблем новых микрорайонов. Так, в 2015 году в «Юго-Западный» ходили только автобусы №55, в 2016-м количество маршрутов, обслуживающих жителей нового района, выросло до пяти – №№28, 50, 55, 94 и 99.

Похожая ситуация и в Заволжье: жителей микрорайона «Запад-2» год назад обслуживал только маршрут №77, сейчас здесь курсируют автобусы четырех маршрутов – №№25, 35, 42 и 75.

Сергей Соболев