С конца прошлого года руководство Государственного академического Большого театра (ГАБТ) совместно с партнерами реализует масштабный волонтерский проект «Открой историю Большого», цель которого – создать общедоступную интерактивную базу данных о многолетней деятельности главного театра страны. Не последнее место в ней займет уроженец Симбирска Матвей Сахаров, в 1925-1937 годы – ведущий концертмейстер ГАБТ.
За роялем – Мотя
“Белой колоннадой и хорами высокая и светлая зала произвела на нас бодрое впечатление. Осталось опробовать акустику и мы попросили Мотю сыграть. Он открыл рояль. Раздались могучие аккорды, а мы окружили исполнителя и не заметили, как в залу вошел невысокого роста полный лысый старик в черном фраке. “Прекрасно, друзья”, – проговорил он улыбаясь. “Кто это?” – спросил я у товарищей. “Граф Поливанов, предводитель дворянства”, – поспешили объяснить мне пансионеры (…) На концерте Мотю слушали с наибольшим вниманием и мне он показался лучшим исполнителем на торжестве”, – так писал в своих воспоминаниях о Матвее Сахарове его одноклассник Николай Васильев. Действо происходило 12 декабря 1909 года на литературно-музыкальном вечере, посвященном 100-летию Симбирской классической гимназии, в помещении Дворянского собрания.
Музыкальный талант родившийся в Симбирске 29 мая 1894 года Матвей Сахаров унаследовал от своей матери, которая пела в музкружке и преподавала сольное пение. Вот как о ней писал известный симбирский педагог и краевед Алексей Ястребов: “Лидия Николаевна была замечательной певицей. Очень жаль, что она не использовала свои вокальные способности на оперной сцене или концертной эстраде”. Не менее известной личностью в городе был отец, Иван Матвеевич Сахаров. “И.М.Сахаров, симбирский уроженец, был известным хирургом и работал в городской больнице, находящейся на Сызранской (ныне 12 Сентября) улице. Врач он был опытный, но с пациентами не очень церемонился: меньше всего обращал внимание на то, какую боль он причиняет больным при операции. В своих обращениях с больными подчас он был грубоват, но добродушен. Семья Сахаровых была очень культурная по тем временам. Все они были большими любителями музыки и пения”, – писал Алексей Ястребов.
Музыкальные способности Лидия Николаевна нашла в своем младшем сыне и довольно успешно начала их развивать. Обучаясь в Симбирской классической гимназии, Мотя играл на фортепиано и пел в хоре. В 1912 году Матвей с легкостью поступил в Московскую консерваторию по классу рояля. Талантливому музыканту прочили большое будущее, но оно оказалось едва не перечеркнутым службой в Красной Армии. Вернувшемуся в Москву в 1921 году с отмороженными и частично парализованными пальцами рук, ему на несколько лет пришлось забыть о сольной игре на рояле. Пришлось осваивать должность концертмейстера.
“Сахаровская мельница”
Мешало Сахарову и дворянское происхождение семьи, хотя известно, что Лидия Сахарова (урожденная Чебоксарова) активно поддерживала первую русскую революцию, из-за чего была репрессирована царем. В Мостовой слободе (ныне поселок Мостовая) Сахаровы с 1901 года владели мельницей. Ни мельницы, ни родового имения за минувший век не уцелело. О прошлом напоминает разве что название тамошнего садового товарищества – “Сахаровская мельница”. Больше имя знаменитого семейства в городе никак не отмечено.
Приезжавшая в 2005 году в Ульяновск внучка Матвея Ивановича Лидия Бурацкая, ныне проживающая в Москве, припомнила такой эпизод из жизни Сахаровых: “Матвей Иванович собирался на гастроли за рубеж. Ему специально для этого случая сшили замечательный костюм (он, судя по фотографии, и сам был замечательно красив и, говорят, талантлив). Но “сахаровское” прошлое в злополучные 30-е годы мешало карьере музыканта, в самый последний момент было отменено и долгожданное заграничное турне. С этого момента его карьера солиста-пианиста была полностью перекрыта из-за сахаровских родственников”, – цитировал тогда “Симбирский курьер” слова Лидии Васильевны.
Приписывали Моцарту
В 1925 году Матвей Сахаров был назначен ведущим концертмейстером Большого театра. Виртуозные данные музыканта здесь раскрылись в полной мере. Певица и пианистка Марина Мирзоева так вспоминала о нем: “Для него не существовало никаких трудностей ни в одной области техники. Блестящие октавы, отличная мелкая техника, но самое главное – при этом звук какой-то особой протяженности, оркестральности. Это качество звука я могла бы сравнить только с Рахманиновым”.
Ведущие солисты театра – Иван Козловский, Наталья Шпиллер, Ксения Держинская, Павел Лисициан, Анатолий Орфенов и др. – стремились взять в аккомпаниаторы именно Сахарова. Однако наиболее плодотворным и продолжительным стал его творческий союз с певицей, блистательной исполнительницей русских романсов Надеждой Обуховой. “Вот уж его работа точно сладкою не была! Надежда Андреевна каждый раз заново импровизировала номер. Ее неожиданные рубато нужно было улавливать с ходу, как гонщику – виражи горной дороги. Разгадку такого своеволия великой певицы находили в том, что она не «исполняла» романс, а переживала его, каждый раз заново” (статья Марка Седова «Её не слушали – ею заслушивались»).
С восхищением о дуэте Обуховой и Сахарова отзывался и Иван Козловский: “Обухова была неутомима и увлекала всякого, кто начинал с ней работать. Вопреки всем правилам Надежда Андреевна частенько принималась петь в час ночи. Я, как и многие люди, люблю тишину, но, когда начинал звучать голос Обуховой, всегда невольно охватывало волнение. И вот нередко случалось так: в гостях у Надежды Андреевны Матвей Иванович Сахаров – замечательный пианист, ее постоянный концертмейстер. Начинается музицирование. Я за стенкой, все слышу – не утерпится, шагаю к ним. И вот тут происходило некое таинство, когда от соприкосновения с незаурядным талантом словно вырастаешь сам, становишься духовно богаче. Это были незабываемые вечера. В один из таких вечеров у нас родился концертный номер: в дуэте мы пели «Ночи безумные…».
Иногда Матвей Сахаров привлекал для участия в аккомпанементе молодых солистов оркестра Большого театра Игоря Солодуева и Федора Лузанова, составлялось трио. Большинство народных песен записано Обуховой именно в сопровождении этих выдающихся музыкантов. Чаще всего Сахаров являлся и автором обработки этих произведений для трио. Талант Надежды Обуховой современники могут оценить именно благодаря Сахарову, поскольку все записи ее выступлений на радио и для грампластинок сделаны по инициативе симбирянина.
Матвей Сахаров, кроме всего прочего, является автором около двух десятков романсов на стихи русских поэтов: “Белеет парус одинокий”, “Я верю, я любим”, “Тишина” (Иван Козловский), “Что ты жадно глядишь на дорогу” и др. Примечательно, что музыку Сахарова к “Колыбельной” (“Спи, моя радость, усни”) ранее приписывали Вольфгангу Амадею Моцарту как K. 350.
Матвей Иванович отметился и на педагогическом поприще. Будучи музыкальным руководителем ансамбля оперы, созданного Иваном Козловским, а позже – руководителем молодежной вокальной группы Всесоюзного радио, он преподавал в Московской консерватории.
Умер и похоронен Матвей Сахаров в 1958 году в маленьком городке Васильсурск на Нижегородчине.
Дмитрий Минаев