“Всего десять лет назад в чемпионате России играло 22 команды, разделенные на две группы. К 2009 году, когда президентом ФХМР (Федерация хоккея с мячом России) стал ее нынешний глава Борис Скрынник, их число уменьшилось до 19. К сезону-2016/17 от турнира, который некогда охватывал всю страну, осталась лишь половина былого состава – 12 клубов. В 2007 году от одной только Иркутской области в элите было три представителя: “Байкал-Энергия”, братский “Металлург” и усть-илимский “Лесохимик”. Сейчас в “топе” осталась лишь команда из столицы области. Мор безденежья, к слову, не обошел стороной и серьезные бренды: так, флагман подмосковного хоккея красногорский “Зоркий” стал одной из последних жертв финансовых проблем и ухнул в Высшую лигу.
В последнее десятилетие хоккей с мячом стремительно терял популярность: команд становилось все меньше, посещаемость падала. Если в сезоне-2003/04 на матчи чемпионата России ходило в среднем около 5400 человек (ненамного хуже нынешней КХЛ), в сезоне-2008/09 – почти 4000 человек, то сейчас показатель сократился до 1711 зрителей! Единственным событием в мире бенди, способным серьезно заинтересовать большую аудиторию, остается традиционный финал чемпионата мира между Россией и Швецией. А остальные 364 дня в году этот вид спорта будто существует в иной реальности.
Единственный способ русского хоккея прорвать информационную блокаду – это перманентные скандалы. И здесь мы подходим к главному: настоящим причинам “архангельского цирка”. Перед началом сезона-2016/17 было объявлено о новом формате чемпионата России: для экономии средств команды вновь разделили на две группы, Западную и Восточную, а также появились спаренные матчи. Нововведение обернулось жутким скандалом: легендарный Сергей Ломанов (главный тренер “Енисея”) раскритиковал новую схему. За что тут же получил “ответочку” от федерации: его дисквалифицировали на 2,5 (!) года.
“За многократные, грубые, циничные нарушения, носящие явный умысел на неисполнение норм, установленных Федерацией хоккея с мячом России – организатора всероссийских спортивных мероприятий и соревнований, к главному тренеру хоккейного клуба “Енисей” Красноярск С.И. Ломанову применить санкцию в виде спортивной корпоративной дисквалификации сроком на два года и шесть месяцев”, – говорилось в заявлении исполкома ФХМР.
Участники чемпионата России делятся на две категории: команды, которые находятся в “контрах” с федерацией, и те, кто имеет с власть имущими хорошие отношения. В числе первых можно указать три клуба: “Енисей”, “СКА-Нефтяник” и “Водник”.
Красноярский клуб попал в список по очевидной причине – из-за фигуры Ломанова. Хабаровский “СКА-Нефтяник” – один из богатейших участников лиги и нынешний лидер чемпионата – “провинился” по похожей причине: главный тренер – бывший наставник национальной сборной Михаил Юрьев. Он ушел оттуда еще более странным образом, чем Ломанов, – в январе 2015 года он объявил о том, что не будет работать с командой, ответив на поздравление с днем рождения в фейсбуке. В марте прошлого года “СКА-Нефтяник” под руководством Юрьева встретился с “Байкал-Энергией” в полуфинале плей-офф. В решающем, пятом матче победила команда из Иркутска (4:1), хабаровчане получили 90 (!) штрафных минут (против нуля у соперника), а их тренер на послематчевой пресс-конференции недвусмысленно намекал на плохое судейство, заявив, что “сегодня было всего лишь несколько минут хоккея”.
Как в “нелюбимую троицу” угодил “Водник”? Все просто: Скрынник, родившийся в Архангельске, в 1985 – 2005 годах находился в системе клуба (в том числе в качестве президента. Однако финансирование клуба было прекращено, и ряд ведущих игроков во главе с Янко и Скрынником перебрались в московское “Динамо”. Больше медали чемпионата России “Водник” не выигрывал никогда.
На другой же стороне – дружелюбные клубы. Так, в “Байкал-Энергии” с этого сезона на должности спортивного директора работает старый товарищ Скрынника Янко. По информации “СЭ”, другим лояльным к руководству федерации является “Волга” – в Ульяновске в прошлом году проходил чемпионат мира (напомним, Скрынник одновременно является президентом Международной федерации бенди). Да, этот турнир отдавали и опальному Хабаровску – однако если вы видели новенькую крытую арену “Ерофей” в этом дальневосточном городе, то поймете, что не принять их заявку было бы настоящим преступлением.
Ни “Водник”, ни “Байкал-Энергия” не хотели выигрывать – это, думаю, очевидно. При этом шансов у иркутского клуба стать первым в случае победы не было – из-за разницы мячей.
А что было бы в случае победы “Водника”? Складывалась бы очень любопытная сетка плей-офф. В четвертьфинале клуб из Архангельска бы встретился с “Енисеем”, а в полуфинале победитель пары наверняка бы попал на “СКА-Нефтяник”. Таким образом, был бы расчищен путь к финалу для “Байкала”. Все “недруги” Скрынника магическим образом бы сталкивались в битвах между собой, также повышались шансы “Волги” побороться за медали, которые вручают всем участникам “Финала четырех” (“Енисей”, несмотря на более низкое место в таблице, считается куда более опасным соперником, чем “Уральский трубник”).
Однако выигрывать “Водник” почему-то не захотел. А уже сегодня начальник клуба Дмитрий Минин заявил, что игра команды во вчерашнем матче была протестом против действий федерации хоккея с мячом, и по факту обвинил ее в том, что решение об исходе матча с “Байкалом” принималось в высоких кабинетах.
“Сложилась страшная ситуация, когда любой, кто посмеет выступить с критикой федерации, нещадно карается.
Регламент не был согласован с клубами, а ведь клубы платят огромные взносы федерации. Куда идут десятки миллионов рублей. На развитие хоккея, как это положено? Нет. Никто не знает, куда уходят миллионы. Отчеты не публикуются.
Федерация перед каждым матчем диктует свою волю – кому выиграть, а кому проиграть. Призеров как взрослых, так и детских турниров определяет федерация. Мы против этого произвола”, – говорится в заявлении Минина на странице федерации хоккея с мячом Архангельской области Вконтакте.
Протест, конечно, странный – а поточнее будет слово “неадекватный”. Но абсолютно невероятные действия игроков во вчерашнем матче, кажется, сложились в общий пазл”.