В Ульяновске инфраструктуру под новое строительство создают сами дольщики. И часто им потом  приходится за это платить. Ни региональное правительство и ни муниципалитеты  за свой счет инженерные коммуникации,  дороги, благоустройство не создают – нет денег. В большинстве случаев, все это делают застройщики на деньги дольщиков. Последствия пугают…
Дело в том, что после ввода дома в эксплуатацию и передачи квартир дольщикам остаются брошенными новые сети, проложенные к дому. Дом с внутридомовыми коммуникациями становятся собственностью  владельцев квартир, ими же и обслуживаются. Однако сети которые подходят к дому (централизованные, магистральные) передавать во владение и на содержание дольщиков не подъемно для них и не правильно по отношению к другим. Часто для строительства одного дома (особенно если он первый в районе) прокладывается сеть по всей улице. Если передать такие сети жителям первого дома, то следующий дом можно будет подключить только с их согласия.

По моему мнению, именно поэтому централизованные сети внутри населенного пункта следует передавать в собственность муниципалитета. Однако муниципальные чиновники даже бесплатно принимать такие сети не торопятся. Их придется обслуживать за муниципальный счет, а единственный интерес владеть такими сетями – это извлекать прибыль от транспортировки по ним энергоресурсов.  Однако вопрос обслуживания сетей – это вопрос безопасности жителей.

Наглядный пример. В микрорайоне Университетской набережной, где я живу, с начала 2015 г. застройщик ООО «Смарт-инвест» отказывается обслуживать газопровод. Газ у нас проложена для работы крышных котельных, за счет которых в домах тепло и горячая вода. При этом у нас есть место, где газ, проходит в опасной близости с электрокабелями. Рванет и в один момент до 10 000 ульяновцев окажутся в каменном веке. Конечно, никто не верит в такое развитие событий, но такое бывает. Взрывы бытового газа в России происходят ежегодно. Последний громкий случай – в прошлом году в Ярославле.

Кстати после случая в Ярославле в Ульяновске проходили проверка газового оборудования. А брошенный газопровод, снабжающий весь микрорайон, не заметили?

При этом ООО «Смарт-инвест» можно понять. Примерно  0,5 млн рублей в год может обходиться плата за обслуживание такого газопровода. С другой стороны, застройщик извлек прибыль из строительства домов. Он предвидел, что право на построенный за свой счет газопровод останется за ним  и им нужно будет как-то распорядиться. Вместо этого руководство ООО «Смарт-инвест» в одностороннем порядке сняло с себя всю ответственность.

Напомню, что  в силу ст. 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Часто застройщикам удается переложить ответственность за сети на управляющие компании (читай дольщиков). Однако нам повезло АНО «ТСЖ Центр» не взяло это на себя и обратилось в администрацию города и в ООО «Газпром газораспределение Ульяновск»

Позиции в администрации, как это нередко бывает, разошлись.

Горюнова посчитала, что газопровод надо передавать в собственность ООО «Ульяновскоблагз». А Гаев потребовал, чтобы им распорядились дольщики.

Однако, чтобы дольщики передали надо, чтобы они его приняли. И если после этого администрация передумает принимать газопровод в свою очередь, дольщики так и будут вынуждены оплачивать его обслуживание.

«Ульяновскоблгаз» сейчас называется   ООО “Газпром газораспределение Ульяновск”. Это коммерческая организация, конечным владельцем которой является тот самый ПАО «Газпром». Пожалуй, только эта организация может обслуживать газопровод, но владеть она им не хочет.

Все эти документы попали ко мне только в 2016 г., когда я начал заниматься проблемами района что называется pro bono.  Изучив дело я понял, что нормы права согласно которой можно было бы обязать структуры газпрома или муниципалитет принять в собственность газопровод нет.  Но существуют нормы о бесхозяйных вещах, которые могут создать право муниципалитета на такую вещь при наличии политической воли.

Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судебная практика пошла дальше. По водопроводу и канализации суды стали обязывать МУП «Водоканал» брать  на обслуживание инженерные сети водоснабжения. Истцами по таким делам выступают или прокуроры в интересах жителей или управляющие компании. Застройщикам заявлять подобные требования не получается так как создание режим бесхозяйной вещи требует отсутствия  активной позиции с их стороны. Но именно застройщики должны решать эти вопросы. И именно их руководство необходимо привлекать к уголовной ответственности в случае чрезвычайного происшествия.

На сегодняшний день я сделал первые шаги и написал данный материал и жалобу прокурору Железнодорожного района (кстати, тоже жителю микрорайона Университетской набережной). Посмотрим, что скажет прокуратура и мои соседи…

 

P.S. Адрес группы ВКОНТАКТЕ для жителей микрорайона и им сочувствующих – https://vk.com/univernab