По словам Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов должно быть неотъемлемой частью профилактики коррупции.

Как подчеркнул Александр Яшин, данная мера является одним из основных мероприятий по профилактике коррупции в соответствии со статьей шестой Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Также постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

– Согласно данным Правилам, экспертизе подлежат как действующие нормативные правовые акты, так и проекты нормативных правовых актов, – объяснил Александр Яшин. – К субъектам антикоррупционной экспертизы относятся: Министерство юстиции Российской Федерации, органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, организации и их должностные лица, а также аккредитованные независимые эксперты, институты гражданского общества и граждане, которые тоже могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Как показывают исследования и практика, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет важное значение для развития правотворчества. Данная мера выступает в качестве средства совершенствования законодательства, способствует выявлению пробелов и коллизий в законодательстве.

Ценностью антикоррупционной экспертизы является то, что она носит предупредительный характер в работе по профилактике и предупреждению коррупции. Являясь обязательным инструментом для органов государственной и муниципальной власти, она способствует повышению качества подготавливаемых нормативных правовых актов на этапе их проектирования.

– Одним из элементов работы данной системы является институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, – продолжил Александр Яшин. – Целью его создания является усиление общественного контроля за органами власти, реализация принципа публичности и открытости их деятельности.

Основанием для проведения независимой антикоррупционной экспертизы является опубликование принятого нормативного правового акта или размещение на официальном сайте разрабатываемого проекта такого акта. Таким образом, для проведения экспертизы достаточно собственного решения независимого эксперта.

Как показал анализ, проведенный Уполномоченным по противодействию коррупции, в 2015 году в Ульяновской области ни один нормативный правовой акт и проект нормативного правового акта не прошел независимую антикоррупционную экспертизу. В связи с этим Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов утвердил перечень поручений, согласно которым исполнительным органам государственной и муниципальной власти региона поручено принять меры по обеспечению проведения независимой антикоррупционной экспертизы НПА. А именно активизировать сотрудничество с независимыми экспертами, имеющими право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, и информационную политику о возможности ознакомления с проектами нормативных правовых актов, размещаемых на официальных сайтах органов власти, для последующего проведения в отношении них независимой антикоррупционной экспертизы.

Здесь же следует отметить, что заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

– На основании всего вышеизложенного приглашаю жителей Ульяновской области к работе по противодействию коррупции, – подчеркнул Александр Яшин. – И более того – аккредитоваться в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта, имеющего право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.

Дополнительную информацию по вопросам проведения независимой антикоррупционной экспертизы и участию в данной работе можно получить по телефонам: 8 (8422) 58-52-74 – отдел обеспечения деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области; 8 (8422) 37-07-41 – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.