Волнующую душу встречу с творчеством композитора Александра Сойникова подарил ульяновцам 55-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…».

Этого маэстро, нашего современника, вполне уже можно отнести к классикам симфонической музыки. И в этом легко было убедиться на «Вечере мировых премьер» его произведений. Концерт с триумфом прошел 11 марта в Большом зале Ленинского мемориала. Красивая, яркая музыка Сойникова стала настоящим открытием. Она необыкновенно театральна: настолько рельефны музыкальные образы и мастерски выстроена драматургия действия.

Ульяновские слушатели стали первыми на планете, кто услышал два сочинения Александра Сойникова – Фантастическую симфонию-концерт «Мастер и Маргарита» и Симфоническую фантазию «Русь непобедимая». Также была сыграна его Поэма для камерного оркестра «Приношение Востоку», впервые прозвучавшая в Ульяновске. Восхищенная публика кричала «браво», стоя аплодировала вышедшему на сцену автору и долго не отпускала его со сцены.

Оваций заслужили музыканты Ульяновского академического симфонического оркестра вместе с вдохновенным маэстро из Казани Михаилом Мосенковым. Восторги были и в отношении солистов, благодаря которым сочинения Сойникова обрели плоть и кровь. Это московский пианист Николай Саратовский, Станислав Жуковский (дудук, Австрия), ульяновские музыканты – Наталья Аверьянова (скрипка), Георгий Худоногов (орган), Станислав Михеев (альт) и другие.

Богатырская «Русь непобедимая» Александра Сойникова перенесла зал на много веков назад, в мир наших предков, полный борьбы и подвигов. Гремел бой с ордами завоевателей, лилась кровь, падали мертвые… И звонили колокола, празднуя победу и оплакивая павших.

В симфонии-концерте по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» перед слушателями поочередно представали образы главных героев произведения. В первой части – «Мастер» – главный голос принадлежал нервному, мятущемуся альту. Во второй части – «Иешуа» – солировал орган, погружающий то в человеческие страдания, то в бесконечный Космос. В третьей – «Воланд» – «инфернальный» рояль «рассыпался» гротескным полонезом и джазом на балу у Сатаны. А в четвертой – «Мастер и Маргарита» – альт сливался в дуэте со скрипкой, полном нежности и любви. Три мира – божественный, человеческий и дьявольский – враждовали и сливались воедино, рассказывая о Добре, Зле и Любви. Эффектности музыкальному действу добавляли свет, экран с соответствующим теме цветным видеорядом и театральные костюмы главных героев.

Накануне концерта наш корреспондент побеседовала с композитором.

– Александр Леонидович, почему Ваш выбор пал на Ульяновск в качестве площадки для премьер своих сочинений?

– Знаете, обычно композитор не выбирает. Он пишет произведение, а потом уже сама судьба выбирает, где оно будет исполнено. Часто произведение вообще нигде не исполняется. Если вспомним историю, то даже такие великие композиторы, как Моцарт, Бетховен, Шуберт и другие, часть своих сочинений так и не услышали при своей жизни. А Баха начали исполнять только спустя сто лет после его смерти. Такова судьба композитора! Художник, если даже он не востребован, может поставить свою картину в мастерской: она есть. А если я написал произведение и оно не прозвучало, то его и нет. И в этом большая проблема. Поэтому композитор всегда радуется, когда
исполняется его даже маленькая вещь, а уж если симфония да еще с солистами, то это Божий подарок! В Ульяновске я уже однажды был, когда здесь исполнялось одно мое произведение. Мне очень понравился оркестр. У меня большая дружба с дирижером Олегом Зверевым, с которым мы знакомы со времен учебы в Ленинградской консерватории. Тут все совпало: и судьба, и желание.

– Вы композитор, который писал много музыки к спектаклям, у Вас даже был свой музыкальный театр. И Вы часто используете в качестве материала для своих сочинений русскую и мировую классическую литературу. Вы «слышите» литературный текст?

– Я бы сказал так: когда я пишу музыку, я его вижу: в образах, в цвете и так далее. Поэтому все мои произведения своего рода – театр, синтезирующий в себе все виды искусств. Давно, когда я заканчивал консерваторию и вступал в Союз композиторов СССР, мне нужно было получить три характеристики от профессионалов. Один из тех, к кому я обратился, был Дмитрий Алексеевич Толстой, сын замечательного писателя
Алексея Толстого. Когда он послушал произведение, с которым я выпускался, а это был балет «Антигона», то сказал: «Александр, Вы явно театральный композитор, пишите для театра!». Потом так получилось, что я познакомился со многими режиссерами, артистами, балетмейстерами. Моим любимым балетмейстером была Наталья Волкова, к несчастью, ее уже нет в живых, с которой мы создали девять балетов. В частности, один из них – «Распутин» – был поставлен в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне.

– Расскажите, как Вы работали над симфонией-концертом «Мастер и Маргарита», чем этот роман Булгакова Вас привлек?

– С романом я познакомился еще в студенческие годы, и сразу он стал для меня чем-то особенным. Видимо, это произошло потому, что я с детства задавался вопросами, для чего живу, для чего существует мир и так далее. Меня из-за этого считали немного странным. Еще один момент: все на свете излучает вибрации. Видимо, вибрации романа Булгакова и мои совпали. Есть книги, которые я перечитываю по сто раз, и «Мастер и Маргарита» относится к их числу. Я нашел там столкновение Добра и Зла, выраженное в Иешуа и Воланде. Вопросы христианства мне близки: я верующий человек, и чем дальше, тем больше. Меня волнует и трагедия самого писателя, поскольку я человек трагический, много чего в жизни испытал.

– А «Русь непобедимая» связана с увлечением нашей историей?

– Тема былинной Руси всегда была мне близка. Написал много музыки для оркестра русских инструментов. Моим первым балетом были «Святочные игры», который с трудом был принят в советское время худсоветом, потому что в сценографии присутствовали иконы. Но потом он объехал весь Советский Союз, в том числе был показан в Кремлевском дворце в Москве. И теперь на тему Древней Руси я создал Симфоническую фантазию для симфонического оркестра.

– Вас вдохновляет и Восток.

– Меня покорил инструмент дудук, который звучит в Поэме для камерного оркестра «Приношение Востоку»: в нем вибрирует человеческая душа. Я недавно написал ее, она прозвучала в Санкт-Петербурге. С этим сочинением я обращаюсь к Востоку, потому что вопросы братства и единения народов для меня очень важны. И я решил соединить в одном концерте в Ульяновске «Приношение Востоку» и «Русь непобедимую».

– Вам принадлежит еще одно знаковое произведение – Мистерия «Роза мира» по книге Даниила Андреева. Книга необычна, она излагает оригинальную философскую систему взглядов на мироздание, проблемы Добра и Зла. Обращение к ней связано с Вашими поисками смысла жизни?

– Это, считаю, одно из моих эпохальных произведений. В 90-е годы наткнулся на «Розу мира» случайно, прочитал ее за ночь, и было ощущение, что я все это знал когда-то и теперь вспомнил. Там много чего, но главное для меня в ней – опять же тема братства и единения народов и культур Востока и Запада. Я взял ее за основу, когда писал Мистерию. На премьеру «Розы мира» в Иркутск я пригласил вдову Даниила Андреева Аллу Александровну, и, несмотря на преклонный возраст, она поехала туда из Москвы. Мы с ней дружили до самой ее трагической смерти: она сгорела в своей квартире. Алла Александровна была необыкновенной женщиной. Как и ее муж, в сталинские времена была осуждена, отбыла в лагере 25 лет. Спасла записи с «Розой мира» Даниила Андреева: чудом вынесла их из тюрьмы, где он сидел. Мне она говорила: «Роза мира» должна быть исполнена в Москве, и тогда жизнь в России изменится». Изменится ли что – не знаю, но 17 марта моя «Роза мира» будет впервые исполнена в столичном Большом зале Московской консерватории. Ее будут играть Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, капелла имени Юрлова и солисты Большого театра. Вот так многое совершается помимо моей воли! А Вы спрашиваете, почему я приехал в Ульяновск? Не знаю, Бог послал!..

– Вы живет и в России – в Санкт-Петербурге, и в Германии. Где лучше работается? И как рождается музыка?

– Так сложились обстоятельства, что я оказался в Германии. Моя жена – русская немка – увезла меня больного, после смерти моего отца, которую я тяжело переживал, и после того, как «сгорел» театр «Рок», которому я отдал много сил, создавая для него рок-оперы. И меня в Германии действительно подняли на ноги. В горной деревушке, где мы живем, хорошо работается. Но переезд в Германию получился относительным, потому что в Санкт-Петербурге живет моя мама, к которой я часто приезжаю. А музыка рождается по-разному: иногда, когда читаю литературу, иногда, когда с кем-то беседую или иду по лесу. А бывает, случается нечто необычное. Когда я работал над «Розой мира», однажды, когда я сел за рояль, мне вдруг явился образ последней русской императрицы. Я не видел Александру Федоровну, но ощущал ее присутствие. И одну из частей «Розы мира» – трагическую – я посвятил ей.

– Уверена, Вы знаете, что наш город – родина литераторов, ставших классиками. Это, например, Иван Гончаров. Нет ли у Вас идеи написать что-нибудь по его романам?

– «Обломов» – интересное явление в русской и мировой литературе. Может быть, и стоит взяться за него.

Наша справка
Композитор Александр Сойников родился в 1947 году в Гатчине. В 1970 году окончил Ленинградский институт культуры, а в 1975 году – Ленинградскую консерваторию по классу композиции. Написал музыку к балетам, спектаклям, рок-операм. Ему принадлежат произведения для симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов и камерных ансамблей.

Беседовала Ирина Морозова