Очень часто во время путешествия приходится заезжать в села, фотографировать, говорить с людьми и только потом, разбираясь в истории, с удивлением узнаешь, что место то совсем не простое. Так получилось и селом Дракино Инзенского района, расположенное на берегах реки Тала.
Название Дракино имеет явно не татарские корни. Скорее всего, это местный более древний топоним мордовского происхождения. Основой могла быть дохристианское мордовское имя Драка. По другой версии название произошло от мордовского имени тарка, что означало место. (В этих местности древнемордовские названия встречаются часто.) Из вышесказанного можно сделать вывод, что нынешнее татарское село Дракино вероятнее всего было образовано на месте старинного мордовского поселения.
Точной даты основания села неизвестно. В книге Мухаметдиновой Р.Г. (Татары-мишари: Историко-этнографическое исследование. –М.;Наука,1972г.) упоминается татарское село Дракино, образованное в 1613 году. Однако возможно, что село образовалось в 1647-1648 годах, когда появились упоминания о служивых татарах в Карсунском уезде.
Дракино было богатым татарским селом. Если изначально в нем были служивые татары, то в дальнейшем жители стали заниматься сельским хозяйством. Здесь выращивали рожь, овес и пшеницу, горох, картофель, лен, подсолнечник и др. Имелось несколько водяных мельниц, расположенных на реке Тала. Известно Дракино было и своими кузнецами, считающиеся одними из лучших в Карсунском уезде. Занималось село кулевым и рогожным производством.

Однако основную славу и богатство селу принесли коновалы.

В наше время слово “коновал” ассоциируется с плохим, невежественным врачами, особенно с травматологами, которые нередко причиняют боль пациентам. Однако в старину это были люди весьма уважаемой и нужной сельчанам профессии. Коновалом называли ветеринара-ремесленника, который, не имея специального ветеринарного образования, занимался лечением скота, преимущественно лошадей. Первоначальным и главным занятием коновалов являлось охолащивание, то есть кастрация, жеребцов и самцов других сельскохозяйственных животных. Такая операция была особенно необходима, потому что нехолощеные молодые самцы были зачастую неспокойны, опасны, да и вес они плохо нагуливали. Жеребят холостили преимущественно на втором или третьем году жизни. Собственно говоря, само слово “коновал”, или, как еще говорили, “конеклад”, объясняло характер этой операции. Коня или другое животное надо было сначала повалить, положить на землю, чтобы затем превратить жеребца в мерина, быка – в вола, кабана – в борова (хряка), барана – в валуха. Эта очень тяжелая операция, которая требовала от коновала большой физической силы, незаурядной ловкости, особого склада характера. Но и оплачивалась эта работа по тем временам совсем недешево :так за охолащивание жеребца стоило 1-5 рублей, быка – 15-40 копеек, поросенка – 5-25 копеек, барана – 2-5 копеек, кота – 2 копейки. Впрочем, кошками и собаками коновал обычно не занимался.
Коновальство получило характер отхожего промысла, на который отправлялись почти все представители взрослого мужского населения, преимущественно осенью, весной и зимой. Интересно, что коновалами дракинцам пришлось изначально стать по неволе: земли им достались не плодородные, да и не много земельки той было. А вот с лекарственными растениями в округе повезло очень. С помощью снадобий, приготовленных из местных трав, некоторые коновалы очень удачно лечили болезни скота, но иногда прибегали и к заговорам, и к занятию знахарством.
Неизвестно, кто и когда стал первым коновалом в Дракино, но в 19 веке село стало столицей коновалов Карсунского уезда, принося жителям большие богатства. А коновала осваивали те только окрестные земли, но и посещали земли всего Российского государства, добирались до Японии, Китая… А местные лекарственные снадобья распространялись по всему Миру. Коновалы отправлялись в путь, как правило, в сопровождении одного или двух помощников из жителей села в возрасте 15-16 лет. Они не только помогали коновалам в работе, но и обучались основным премудростям этого промысла. Стать помощником коновала мог не каждый, приходилось проходить своего рода отбор. Например, Шабай Фаизханов из с. Дракино брал в помощники юношей, умеющих не только запрягать и управлять лошадью, но и хорошо, во всех отношениях, показавших себя за столом.
Как правило у каждого коновала были свои стабильные клиенты. Так в селе Валгуссы Инзенского района старожилы до сих пор помнят дракинского коновала Савельку, Но были коновалы уходящие на промысел и в далекие края. Г.Н.Ахмеров в одной из его работ описывал: «…Мишарских коновалов можно видеть по всей России, кроме степей киргизских… Летом 1898 г. в Казань приезжали на учительские курсы три мишарских учителя из Карсунского уезда Симбирской губернии, из которых один привез кусок японской материи, чтобы сшить в Казани халат. Материя эта была куплена у коновалов, посещающих Японию и Китай…
…Летом 1899 г. мишари Карсунского уезда Симбирской губернии, посещающие Приамурский край, просили себе у правительства доступа на остров Сахалин, но это разрешено им не было…»
Стоит отметить, что Дракино было одним из центров мусульманской культуры в Симбирской губернии. К началу революции 1917 года в селе существовало 3 мечети и была заложена четвертая. Так же была и татарская школа, где преподавание велось на татарском языке.
Когда была построена первая мечеть (каменная) неизвестно, но метрические книги велись с 1830 года. Согласно ним в 1855 году приход делился на две махалля. Имамом первой был хатыб муаллим Мухаммад Абдусалям улы, имамом второй — имам муаллим Хожиахмад Абдужамиль улы.
Вторая мечеть была открыта в1868 года. Согласно метрических книг, служителем мечети был имам хатыб и муаллим аула Драки Мухаммадшариф Хожиахмед улы.
Строительство третей мечети было заложено в 1903 году, открыта в 1909 году. Служителем был Мухаметшариф Невмятуллов.
Необходимо отметить, что незадолго до революции был заложен фундамент четвертой мечети, но построена она так и не была.
После Октябрьской революции на ислам начались гонения. Мечети все были закрыты. В 1934 году сгорела третья мечеть, вторую разобрали на кирпич для строительства коровников, у первой разрушили минарет. В 1962 году в ее здании была открыта школа. Сейчас здание брошено.