Если враг страшнее, чем ИГИЛ (запрещенная в России организация), то, это, конечно, нечистая сила. Утверждаю это без всякого сарказма. Какой может быть тут сарказм, когда гибнут невинные души – дети, когда мы, взрослые не знаем верного средства против этой темной силы. Губернатор С.И. Морозова считает, что «Сейчас существует попытка создать систему умертвления нации путем заставления наших детей покончить жизнь самоубийством» и предлагает противостоять умертвлению и заставлению созданием в регионе кибердружин, которые помогли бы в выявлении «групп смерти», а также подготовить поправки к федеральному и региональному законодательствам.

Кибердружина – это военизированное формирование, закон и поправки к нему – это ультиматум. Такой способ борьбы за спасение юных душ напоминает крестовый поход. В прессе уже высказались его компетентные противники. Главный аргумент против – столь радикальный способ борьбы может привести к еще большим потерям. Член Общественной палаты Кристина Попутчик говорит:   « жертвами этой охоты на ведьм станут невиновные люди. В любом случае от всех этих кибердружин можно ожидать только нанорезультат».

С Кристиной можно было бы согласиться, если бы она предложила свой мирный путь решения проблемы. Я, в отличие от неё, предлагаю: вместо крестового похода организовать крестный ход. Не тот, что изобразил Илья Репин (фрагмкнт картины на снимке), а ход в смысле оргмероприятий с привлечением главного попечителя наших душ – церкви. По большому счету, все должно быть наоборот: не мы, миряне должны привлекать к соучастию церковь, а она нас, но пока инициативы с той стороны, которая отделена от государства, не наблюдается.

Да простят меня отцы церкви за возможную мою невнимательность, но не нашел я ваших блогах ничего, что подвигло бы меня задрав штаны бежать к вам в качестве помощника по спасению душ. Узнал, что девочку Аню как самоубийцу отпевать в церкви не стали, но похоронили на кладбище. Прочитал пространную проповедь Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Симбирской епархии иерея Даниила Гасникова, который «обозначил позицию Церкви по данному вопросу» (т.е. детского суицида). Из проповеди узнал, что «рост самоубийств подростков связан с отказом от традиционного воспитания в семье» и не понял, что подразумевать в современной России под «традиционным воспитанием»: марксистско-ленинские принципы, которые всеми ныне живущими гражданами за 70 с лишним лет существования Советской власти  воспринимаются как традиционные, ибо других мы не знали или религиозные, которых, увы, мы не знаем? «В современном же обществе основополагающие вещи в жизни подменяются, зачастую с подачи родителей, суррогатами – материальными вещами, удовольствием, чувствами», – пишет иерей Даниил Гасников и я с ним согласен, как согласен и со всеми остальными причинами  самоубийств, потому что они повторяются, повторяются и повторяются лицами светскими, прокурорскими, должностными и духовными. От иерея же хотелось бы узнать нечто более сокровенное, чем такой вот совет родителям: «Есть известная техника лечения суицида, когда описывается результат: «Да, а ты представь себе, как под тобою лужа мочи и кала растечется». Какая девчонка будет после этого вешаться? «Представь себе, как неаппетитно ты будешь выглядеть кучкой костей с волосами на тротуаре после падения с 14-го этажа! Тебя будет противно соскребать».

Убедительно, но насколько духовно?

Есть в Симбирской епархии Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Припал я к этому источнику в надежде получить знания по утолению  жажды где-то мятущейся юной души. «Наш отдел занимается координацией деятельности приходов по благотворительному и социальному церковному служению. А также консультирует их по воплощению этого служения. Центр благотворительности Симбирской Епархии, также  как наш отдел, располагаются в Арском Храмовом комплексе Засвияжского района г. Ульяновска», – вот и все знания, если не считать «новостей» за 11 и 23 июня 2014 года.

Духовная беспризорность – вот термин наиболее подходящий к характеристике состояния общества вообще и молодежной его части в особенности. В одном из нижегородских образовательных центрах был проведен тест на  соотношение объемов позитивных и негативных мысленно-эмоциональных ощущений. Получилось, как свидетельствует публикация  на сайте rkpm.ru,  где-то 80% на 20% в пользу негатива. Это у молодых-то, здоровых и в основном материально благополучных людей!

Это прямой укор церкви:  чем меньше современный человек знает и чувствует свою душу, чем меньше заботится о ней, хуже владеет и управляет ею, тем страшнее представляется ему собственная жизнь, темнее и безрадостнее существование. А далее цитата: «И речь здесь вовсе не о просвещении, не об абстрактном “новом знании”, которое можно получить, а можно и не получать. Вовсе нет! Речь о базовом, коренном упущении, провале в развитии современной личности, нарушении её природного душевно-телесного баланса, от чего страдает здоровье человека, рассеивается его внимание, сужается кругозор, утрачивается уверенность и осмысленность бытия, слабеет творческий потенциал, уходят жизненные силы.
Речь, таким образом, идет об ущербности и преступной однобокости всей нашей системы воспитания и образования, которая, надменно отметая богатейший отечественный опыт и заискивая перед опытом чужеродным, теряет из виду главное – воспитание человека-творца, и формирует однобокого, забитого, “желудочно-удовлетворенного” (пользуясь метким афоризмом братьев Стругацких) “кадавра”. С какой, позвольте узнать, целью? Во имя подъёма страны? Тогда нужны пассионарии – люди духовно свободные, бесстрашные, цельные в своей богоподобности. Или для создания стада рабов, атомизированной биомассы, послушной бичу надсмотрщика?»

Вот на этих вопросах и  смыкаются интересы церкви, как воспитательницы духовности, морали, нравственности и гражданского (цивильного) общества? которым управляют простые смертные, обученные государственной системой обеспечивать порядок, в основном, по принципу «держать и не пущать». Чуть что, так сразу – мобилизация и «крестовый поход» хоть против фанфуриков, хоть против коррупции, против детского суицида или подростковой преступности. Сколько сил и средств уходит, да толку никакого.

У церкви другая беда, на взгляд обывателя.  Следы духовных отцов наших особенно отчетливо видны в виде новых храмов, монастырей, иконных лавок – предметов великолепных и нужных, но неодушевленных.  А сейчас больное, безбожное общество для самосохранения хотя бы нуждается в работе священнослужителей, говоря старопартийным языком, на местах, в  массах. Нужны подвижники (от слова двигать или хотя бы двигаться). Такие, например, как святитель Иннокентий (Вениаминов), по следам которого на берегах и на островах Тихого океана мне посчастливилось пройти и засвидетельствовать благодатные плоды трудов этого героя-миссионера и просветителя. Он не ждал, прихожан в храме – не было в тех диких краях храмов и будущие прихожане больше походили на зверей, чем на чад божиих. На каяке – утлой лодчонке из звериных шкур – отец Иннокентий пробирался по океану от острова к острову, обращая алеутов в веру Христову. Он составил букварь на их языке, перевел Евангелие, построил храмы.

Неоценима его заслуга перед Россией. Он своим «крестным ходом» добился едва ли не больше, чем все атаманы-покорители Дальнего Востока «крестовыми походами». Его трудами страна получила законопослушных и богобоязненных граждан, а новообращенные граждане получили пастырскую защиту, веру, надежду, любовь. То, чего сейчас так не хватает при обилии храмового великолепия. Потому и губит нечистая сила из всемирной паутины наших детей. Давайте попробуем организовать «крестный ход».

Владимир Филимонов.