22 марта в гимназии №44 им. Деева в Ульяновске чествовали Народного учителя России, Почетного гражданина города Ульяновска, заместителя директора по научно-методической работе гимназии Юрия Латышева которому 22 марта исполнилось 85 лет.

– Юрий Иванович – блестящий педагог, замечательный человек, Учитель с большой буквы. Сегодня мало людей, с которыми можно просто посоветоваться, спокойно поговорить на любые серьезные темы. С ним можно обсудить все, что тебя волнует. У Юрия Ивановича свой взгляд на все – мудрый, проникновенный. Неудивительно, что он оставил огромный след в сердцах тех ребят, которых учил, – сказал Анатолий Бакаев, вручая юбиляру приветственный адрес от Законодательного Собрания.

Юрий Иванович Латышев работает школьным учителем уже более полувека. Он автор уникальной педагогической методики, где ребенок является не объектом, а субъектом обучения, равноправным участником процесса.

– Важно научить ребенка добывать знания самостоятельно. Именно это легло в основу моей методики, – говорит Юрий Латышев. – Суть ее в том, что на урок дети должны приходить, уже прочитав учебник, а не чистым листом. И во время урока мы беседуем, вместе разъясняем то, что осталось непонятным. Такой урок – это уже не монолог учителя, а диалог.

Несмотря на почтенный возраст, Народный учитель продолжает работать в гимназии, является одним из лидеров общественного движения «За советскую школу!».

– Каждый день, идя в школу, вот уже на протяжении нескольких десятков лет, я испытываю волнение и беспокойство: как пройдет урок? И это нормальное состояние для учителя, как только я перестану испытывать это чувство волнения – я уйду из школы, – сказал однажды Латышев.

Первостепенное внимание Юрий Иванович уделяет воспитанию патриотизма. Вот одно из его высказываний по этой теме:

– Идентичность – это некие признаки: территориальные, языковые, культурно-нравственные, ценностно-ориентированные. Из этого в конечном итоге складывается ответ на вопрос «Я россиянин или кто?». Как можно представить себе россиянина, который не хочет и не умеет трудиться? Сегодня законодательно запрещено без согласия ребенка привлекать его к общественно-полезному труду. А как он может вырасти достойным человеком без труда?! Или такой вопрос: носителем нравственных ценностей является семья, а в семье – родители. А ювенальная юстиция отдает приоритет ребенку, но он не может быть носителем нравственных ценностей, его надо воспитать. Принципы воспитания открыты тысячелетия назад, их только два – поощрение и наказание. Мы, педагоги, сегодня можем только хвалить, а ругать – не имеем права. К российской идентичности это не имеет никакого отношения. Россию всегда спасали граждане физически и нравственно здоровые. А нравственное здоровье – это когда люди считают Россию своей Отчизной. Поэтому можно сказать, что Великую Отечественную войну выиграли учителя за школьной партой – ведь именно они подготовили патриотов.