Театр – сложный механизм, настоящее творческое государство, в котором трудятся представители самых разных профессий. Но вы когда-либо задумывались о том, что происходит за кулисами Ульяновского драматического театра? Сцена и зал – это лишь часть театра, а там, где зритель не бывает, происходят настоящие театральные чудеса. Корреспондент “Молодежки” узнал все тайны закулисья.
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова – театр с богатой историей. Первое общедоступное театральное представление в Симбирске состоялось в особняке Николая Дурасова – владельца одной из лучших крепостных трупп России, Помещик передал здание в дар симбирскому дворянству – и в 1879 году на его подмостках началась история симбирского-ульяновского театра. Нынешнее здание драматического театра на улице Спасской было построено в 1877 году отставным штабс-капитаном Митрофаном Прянишниковым. В конце 1960-х сцену и зрительный зал реконструировали, пристроили кассовый зал и переместили центральный вход в театр: раньше он был там, где сейчас находится вход на малую сцену.

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКАМ
Ульяновский драматический театр каждый год радует зрителей многочисленными спектаклями, но лишь единицы знают, как и кто готовит будущую премьеру.

До начала работы с артистами режиссер проводит подготовительную работу: подробно разбирает пьесу, по сути, ставит ее в своем воображении. Вместе с художником и композитором он решает, как будет выглядеть и звучать будущий спектакль. После режиссер читает произведение актерам и обсуждает его вместе с ними за столом. Артистам нужно не просто затвердить текст и движения. Они изучают предлагаемые обстоятельства, историю своих персонажей, подоплеку каждого поступка. Всё это делается для того, чтобы герой на сцене был ярким, ведь зритель строг, чувствует малейшую неискренность, формальность, наигранность. Только после переходят к созданию отдельных эпизодов.

Параллельно с репетициями идет работа над декорациями, реквизитами и костюмами по эскизам художника-постановщика; записываются необходимые вокальные и музыкальные партии. Ближе к концу репетиционного периода назначают так называемые световые репетиции и прогоны. Световые репетиции и прогоны. Световые репетиции посвящают световому оформлению спектакля. Свет преображает сценическое действо, придает ему необходимую атмосферу, подчеркивает эмоции на лице актеров. Прогон – это репетиция, на которой “новорожденный” спектакль играют без остановок. Нередко на прогоны приглашают друзей театра. На генеральном прогоне художественный совет принимает спектакль, мастера сцены делятся впечатлениями от будущей премьеры, делают замечания, если они необходимы, и принимают решение – брать спектакль в репертуар или нет.

Репетиции проходят ежедневно, кроме понедельника: артисты в день тяжелый уходят на выходной. Как правило, в расписании есть утренние и вечерние репетиции. Параллельно могут работать над тремя спектаклями при условии, что всем хватит репетиционных площадок и актерские составы не пересекутся. Кроме того, после обеда начинается подготовка к показу вечернего спектакля. Артисты могут повторять отдельные сцены, танцы, распеваться, а также гримироваться, делать прически перед вечерним выходом на сцену. Такая подготовка занимает час-два. Кроме репетиций в процессе выпуска премьеры могут назначать дополнительные занятия вокалом, сценическим боем, танцем, осуществлять вводы новых артистов на роли в уже идущих спектаклях.

ГВОЗДЬ – СЧАСТЛИВАЯ НАХОДКА
В театре сильны ритуалы. Принято здороваться со всеми, поздравлять со сдачей спектакля и с его премьерой, с дебютом и вводом в репертуар. Принято переобуваться в чистую обувь, аккуратно обращаться с костюмами и реквизитами. Если уронил текст роли, нужно сесть на него, не поднимая. Если нечаянно уронил реквизит на сцене, нужно поднять его и постучать им о подмостки. Если нашел на сцене гвоздь, нужно сохранить его: это счастливая находка. Перед значительным событием – гастрольным показом, премьерой -актеры желают друг другу ни пуха ни пера.

ПУГАЧЕВСКИЕ ПОДВАЛЫ
Как гласит мемориальная табличка, на месте театра в 18 веке находилось здание, где Пугачев пребывал в заключении во время допроса в Симбирске. Строение, конечно, не сохранилось, но в старой части театра есть подвалы, которые называют пугачевскими. Они дают представление о месте заключения лже-императора. Это любопытное место. В нем сохранились: старинная кирпичная кладка, керамическая вентиляционная система и, конечно, атмосфера тайны. В преддверии премьеры спектакля “Капитанская дочка” в пугачевском подвале прошла пресс-конференция – и, как потом говорили в театре, вторжение посторонних пришлось не по нраву Пугачеву. На первом показе этой постановки сломался сценический круг -повороты огромной металлической декорации стали невозможными. Несмотря на это, премьера прошла успешно благодаря артистам, которые не растерялись – и сами передвигали тяжелые элементы декораций. В итоге они смогли рассказать историю Гринева и Пугачева.