«Я хочу арендовать земельный участок, чтобы там магазин построить. Какие документы мне нужно собрать?». «Нужно ли нашей фирме покупать кассовые аппараты, если мы занимаемся розничной торговлей?». «Как мне получить охотничий билет?». На эти и другие вопросы не так давно пришлось отвечать различным муниципальным, региональным и федеральным ведомствам. Причем отвечать компетентно, максимально вежливо и желательно – без «посыла» спрашивающего на какой-нибудь другой номер телефона.

– Проект, который мы условно назвали «Тайный инвестор», реализуется в Ульяновской области уже не первый год. По сути, это – эффективный способ исследования делового климата, который позволяет достаточно объективно оценить то, насколько бизнесу комфортно взаимодействовать с властью и кредиторами, – комментирует председатель региональной Корпорации по развитию предпринимательства Руслан Гайнетдинов.

По его словам, проверяемые ведомства оценивались по таким критериям, как информативность и доступность веб-сайтов, компетентность консультирующих сотрудников, результативность полученной консультации и наличие обратной связи.

– К примеру, если исследователи не могли дозвониться по полдня до какой-нибудь структуры или их неоднократно перенаправляли по разным телефонам одного и того же ведомства, то подобные организации уже не могли рассчитывать на высокие баллы, – поясняет наш собеседник.

В целом общая оценка делового климата нашего региона – твердая «четверка». Однако, как известно, самое важное – в деталях и конкретике.

– Вот возьмем, допустим, областные органы власти. Хорошие результаты показали Минсельхоз и Департамент ветеринарии. У них информативные, часто обновляющиеся сайты, вежливые и компетентные консультанты. «Тайные инвесторы» по телефону просили сотрудников уточнить, что нужно, чтобы начать торговлю сельхозпродукцией, и как получить охотничий билет, – говорит руководитель Корпорации по предпринимательству.

Не столь хорошо сработало Агентство госимущества: там исследователям предложили записаться на прием через две недели. Дозвониться до сотрудников Агентства также было весьма непросто. Соответственно, это ведомство получило 3,6 балла.

У федералов в число «отличников» попали МЧС, Госинспекция труда, таможня, Центр гигиены и эпидемиологии и ГИБДД. Правда, в отношении дорожной полиции возникла дискуссия. Некоторые из участников совета по реализации проекта «Региональная предпринимательская инициатива» (на этой встрече и были озвучены итоги исследования делового климата) указали на массу недостатков в работе ГИБДД: так, по словам собравшихся, оформление ДТП происходит только в одном месте в Ульяновске – в Заволжье на улице Мелекесской. В результате такого подхода образуются многосуточные очереди. В ответ Руслан Гайнетдинов напомнил, что оценивается не работа какой-либо структуры вообще, а лишь взаимодействие с бизнесом – на уровне первичных консультаций.

Несколько другие результаты у налоговиков, Роспри-роднадзора и Управления госавтонадзора.

– У налоговой службы – один из лучших сайтов, грамотные и вежливые консультанты, но вниз их оценку здорово потянули районные и межрайонные представительства. У Госавтонадзора и сайт очень слабый, и на элементарный вопрос – по поводу организации экскурсии детей – сотрудники УГАДН ответили, что для получения консультации нужно прийти лично. В итоге Госавтонадзор получил одну из худших оценок – 1,2 балла, – продолжает комментировать председатель областной Корпорации.

Любопытная картина сложилась в отношении тех организаций, которые обеспечивают «коммуналку» и инженерную инфраструктуру для бизнеса.

– В числе лучших – городские организации «Ульяновскводоканал» и «УльГЭС». Похуже ситуация обстоит у «Т Плюс», МРСК и особенно – Ульяновскоблгаза. У «Т Плюс» отмечены низкий уровень вежливости сотрудников, редкое обновление информации на сайте. У газовиков – большое число переадресаций на другие телефоны.

В ответ на это замечание один из участников встречи – гендиректор «Ульяновскоблгаза» Владимир Камеко – выразил сомнение в адекватности тех вопросов, которые задавались «тайными инвесторами».

– Мы выставляем эти оценки не для того, чтобы кого-то очернить или раскритиковать. Наша задача – улучшить бизнес-климат. Следовательно, вашей организации точно есть над чем поработать, – возразил ему в ответ Гайнетдинов.

В завершение были выставлены оценки муниципалитетам. Лучшими признаны Карсунский, Кузоватовский и Мелекесский районы – они получили по 40 баллов. Город Ульяновск оценили в 35 баллов, что позволило областному центру сохранить свою позицию в «зеленой зоне». Среди аутсайдеров, получивших меньше 20 баллов, – Павловский и Радищевский районы.

– На сайтах некоторых сельских муниципалитетов информация для инвесторов не обновлялась с 2011 года! Тут действительно есть о чем задуматься и над чем поработать, – отметил один из исследователей – директор регионального Центра поддержки предпринимательства Руслан Кашперский.

Евгений Нувитов