В музее “Архитектура эпохи модерна в Симбирске”, что на улице Льва Толстого, 43, действует выставка художника и архитектора Кирилла Штемпеля. Автор назвал экспозицию “Лица” – именно тому, что можно прочесть на лицах ульяновцев, посвящены собранные на ней работы.
Кириллу Штемпелю 29 марта исполнилось 33 года. В свой день рождения художник открыл первую персональную выставку. Рисовал он с детства, получил образование в училище культуры. Участвовал в ежегодных выставках “У.Родина”, проводившихся также в заповеднике “Родина Ленина”.
Рисовальщик с отточенной техникой, Штемпель несколько лет назад прославился карикатурой, на которой были изображены руководители города и области, распиливающие пресловутые бордюры. Точнее, прославилась его работа, разошедшаяся по интернету. Но сейчас автор говорит о ней с некоторой отстраненностью: тогда карикатура выстрелила, а на самом деле его в рисунке привлекает совсем другое. Это возможность передать человеческие эмоции и мысли, которые Кирилл Штемпель видит на лицах людей. Кажется, он, как заправский рыбак, вылавливает их в уличной толпе, препарирует на листе бумаги отточенным карандашом, а потом выставляет на обозрение: посмотрите, что творится у вас внутри, пока жизнь идет мимо. Но на самом деле до выставки работы видели только автор и, может быть, его близкие. А теперь возможность взглянуть на себя со стороны получили и сами ульяновцы. Для наших читателей художник рассказал о вернисаже и ответил на несколько вопросов.
– Я рисую всегда, когда есть возможность и свободное время, когда его нет, рисую по ночам. Умышленно здесь нет названий и подписей, считаю, что они не нужны, человек сам должен посмотреть и все понять. Изобразительное искусство, и любое искусство вообще, не должно давать человеку четкую установку, как нужно жить и как поступать. Оно должно обозначать проблемы, задавать вопросы и побуждать человека к какому-то размышлению. А названием я сам его в какие-то рамки загоняю.
– А когда вы рисуете, есть рамки? Идея, которую хочется выразить?
– Иногда идея есть с самого начала, иногда она возникает в процессе работы. В большинстве случаев просто видишь человека в толпе, лицо его кажется интересным. Приходишь домой, начинаешь рисовать и сам для себя домысливаешь какую-то историю. Или почувствуешь в человеке эмоцию, которой в нем, может, и не было. Развиваешь ее, домысливаешь сюжет, он вырисовывается, в нем появляется какая-то проблематика, какой-то конфликт – они и изображены.
– В центре внимания именно человек?
– Да. И название выставки – “Лица” – это и название каждой из этих работ. Вообще, мне человеческое лицо кажется самым интересным из всего, что создано на Земле. В нем отражено очень многое, по нему очень много можно прочитать. Человеческое лицо очень интересно не только с точки зрения и психологии, и философии, но даже с точки зрения самой пластики формы. Одно время мне нравилось рисовать исключительно пожилых людей. Сейчас я начиню понимать, что и в молодом лице тоже можно многое увидеть.
– Вам всегда удается передать эту сложность лица?
– Человек настолько сложное создание, что его нельзя понять и передать однозначно. Тут интересная метафизика: человек может быть один, а я вижу в нем что-то другое. Начинаю перекладывать на бумагу и открываю для себя третье. Поняв это, я думаю: поставлю-ка я его в другие условия, нарисую рядом еще одного человека. И другой человек начинает влиять на первого, и получается совсем иная история. Мне интересны эти истории.
– У вас есть и рисунки на актуальные городские темы. Как они возникают?
– Эти рисунки есть, но последнее время их стало достаточно мало. Раньше, в период учебы, меня очень интересовала политика. И нравилось рисовать что-то злободневное, обличающее пороки нашего общества. А потом я понял, насколько это мелко по сравнению с человеческой личностью, с человеческой жизнью. Сегодня это интересно, а потом эти персонажи уйдут, и их никто не вспомнит. А человеческая судьба будет всегда, и всегда будут эти проблемы – между мужчиной и женщиной, стариками и молодыми, добрыми и злыми.
– Не хотелось ли добавить в рисунки красок, те же эмоции ярче сделать?
– Работать с цветом дано не каждому. К сожалению, мне это не дано. Работа с цветом требует больше чувств, эмоций, легкости и даже некоторой бесшабашности. Кто-то чувствует, воспринимает и может передать цвет. Я не могу. Историю можно рассказать разными способами: музыкой, танцем, стихами. Можно передать эмоции цветом, можно графикой. Этот способ мне наиболее понятен и интересен. Для меня важнее форма, пластика и сам сюжет, поэтому изобразительные средства самые минимальные. Мне этого достаточно.
– Склонность к рисованию у вас от отца?
– Да, отец был художник-оформитель, в 1980–90-е годы он был одним из немногих, кто занимался рекламой и по городу, и по области. Тогда у каждого сельского магазина были свой фирменный стиль, своя вывеска, свой интерьер. Все делалось вручную: и объемные буквы, и лепнина на потолке, и панно во всю стену. За этим я наблюдал с детства и меня этот процесс завораживал, поэтому мне всегда приятнее работать руками.
– Вы работаете архитектором. Был выбор между архитектором и художником, как появилась профессия?
– Сначала я просто рисовал, а когда встал вопрос, какую профессию выбрать, выбирал то, что более денежно, перспективно. Как заработать деньги художнику? Продаваться, значит, им не быть. Не представляю, как это можно. Это в другой плоскости.
А архитектуру я сначала выбрал, а потом уже понял, насколько это мощный инструмент, который влияет на человека и формирует его сознание. Архитектура — это абсолютно все, что нас окружает: как мы живем, как работаем, как отдыхаем, куда ходим, что едим, где спим. Архитектор формирует пространство, которое потом воздействует на человека, воспитывает его, радует, пугает, заставляет работать и помогает жить.
– Не бывает ли у вас конфликтов между работой и творчеством, что работа забирает силы и время и не остается их для того, чтобы рисовать?
– Я не верю, когда говорят: “Я бы занимался творчеством, но у меня не хватает времени”. Это какие-то глупости. Если хочешь – всегда найдешь возможность. Не будешь спать ночами, не будешь есть, но будешь получать удовольствие от творчества. А если нет времени, ты не творишь и спокойно живешь, значит, тебе это не нужно.
– Вам важен отклик других людей на ваши работы?
– Любая выставка, концерт или изданная книга преследуют цель получить отклик от аудитории. Если ты решился показать результат своей работы, ты не можешь не ждать отклика, иначе ради чего все это. Я по сути впервые показываю работы. Раньше не было необходимости с кем-то этим делиться. Рисовал потому, что не рисовать не мог. Рисовал и складывал. Каждый рисунок – это мои мысли. Когда их накопилось много, захотелось поделиться ими. Отклик, конечно, важен, именно для этого и организована эта выставка.
Лидия Пехтерева