Очень неприятно выносить сор из избы, но предъюбилейное интервью «своеобразного символа Ульяновского театра кукол» режиссера Людмилы Гавриловой на одном из местных порталов вынудило пойти на этот шаг. Интервью вышло под заголовком «Мы не должны подстраиваться под вкусы быдла». Далее речь идет о несостоятельности команды, которая руководит театром. Людмила Гаврилова, режиссер Ульяновского театра кукол, рассуждает о сегодняшнем театре: о недофинансированном, о брошенном худруком, о не выезжающем на гастроли, о теряющем репертуарное лицо. Многие выдержки из интервью можно разобрать на цитаты. К примеру, вот такой вопрос-ответ:

– Но мне кажется, ульяновским театрам со зрителем очень повезло…
– Повезло, потому что 30 лет этим занимаюсь. А вот сейчас не знаю, повезет ли театру в дальнейшем».

Поскольку словосочетание «художественный руководитель» сквозит в тексте интервью красной нитью, то начну с того момента, когда был объявлен конкурс и, по моему мнению, именно тогда началась история «падения театра в бездну», о которой говорит Гаврилова. Конкурс на должность художественного руководителя был объявлен в 2015 году. Зачем театру было объявлять всероссийский конкурс? Скажите иную причину кроме той, что требовался кто-то способный не только продекларировать путь творческого развития, но и повести по нему. Поскольку конкурс был открытым, то участие в нем никому не запрещалось.

Людмила Гаврилова тоже подавала заявку. Это выглядело несколько нелепо и абсурдно, ведь возникал закономерный вопрос, почему должна быть утверждена кандидатура человека, который на тот момент был у руля Ульяновского театра кукол без малого 30 лет? Был и в должности художественного руководителя, что весьма противоречиво подтверждено документально, но об этом позже, и главного режиссера, и даже директора? Что мешало выстроить крепкий репертуар, обозначить театр на театральной карте России, сделав его выезжающим на гастроли, на фестивали? Назначение художественным руководителем театра Владимира Бирюкова – режиссера с именем, репутацией, востребованного в России и за рубежом, неоднократного лауреата фестивалей и премий, в том числе и «Золотой маски» – вполне логично.
До 2013 года Ульяновский театр кукол, имея в своем репертуаре спектакли, в большинстве своем поставленные Людмилой Гавриловой, получал на фестивалях лишь дипломы участника. Что называется, «спасибо, что приехали». Конечно, фестивали не самоцель работы театра. Но на них проявляется качество работы режиссеров, художников, актеров. Они держат в тонусе театр и позиционируют его за пределами региона. И что мы видим? На фестивале театров Ульяновской области «Лицедей», который в этом году был проведен в одиннадцатый раз, работа Гавриловой как режиссера не была отмечена ни разу. 2009 год – спектакль «Соломенный жаворонок» «Лучшее сценографическое решение» (художник Дмитрий Бобрович), 2014 год – «Фрекен Жюли» «Самое яркое впечатление фестиваля» (режиссер Алексей Уставщиков, художник Анастасия Кардаш), 2015 год – «Пиковая дама» «Самое яркое впечатление фестиваля» (режиссер Станислав Железкин, художник Дмитрий Бобрович), 2017 год – «Зачарованный вепрь» «За создание оригинальных художественных образов» (режиссер Владимир Бирюков, художник Виктор Никоненко).

В 2012 году театр провел Всероссийскую лабораторию «Молодые режиссеры детям» (совместно с Российским академическим молодежным театром), по результатам которой режиссер Алексей Уставщиков и художник Анастасия Кардаш поставили спектакль для взрослой публики «Фрекен Жюли», который и принес театру Гран-при на Межрегиональном фестивале «Волга театральная» в 2013 году. Эта же постановочная группа выпустила спектакль по мотивам сказок Абрама Новопольцева «Волшебный колодец», который получил диплом «За лучшую сценографию» на межрегиональном фестивале театров кукол «Ниточка» в Уфе в 2014 году, «За лучший спектакль» на Международном фестивале театров кукол «Рабочая лошадка» в Набережных Челнах в 2016 году. На внеконкурсном Международном фестивале театров кукол «Преданья старины глубокой» в Тамбове «Волшебный колодец» получил положительные отзывы экспертного совета. Лауреат премии А.С.Пушкина, заслуженная артистка РФ, режиссер Центрального академического театра кукол С.В.Образцова Екатерина Образцова:

«Спектакль «Волшебный колодец» – это яркий пример настоящего театра кукол: как он должен работать, с какой безумной отдачей, с этой выдумкой, с превращением одного в другое.» Режиссер, продюсер Давид Бурман: «В спектакле «Волшебный колодец» нет случайностей. Завязка, экспозиция, развязка и кульминация совершенно логичны по творческой мысли. Это то, что я называю настоящим кукольным искусством. Когда я, как ребенок, как простой зритель, радуюсь каждому движению куклы. Приемы актеров, играющих в этом спектакле, цепляются, приспосабливаются друг к другу. Они не просто помогают, они сосуществуют вместе в одном пространстве, которое вместе организуют. Этот спектакль стал для меня радостным, удивительно точным открытием.»

А что же Людмила Гаврилова – режиссер с мощным опытом, знающая труппу почти тридцать лет, неустанно воспитывающая публику? Подумайте сами. Стал бы театр, скажем честно, стесненный в средствах, имеющий в штате собственного сильного режиссера, привлекать постановщиков со стороны, отчаянно пытаясь сформировать достойную афишу? Очевидно, что это вынужденное решение, основанное на том неоспоримом факте, что время Гавриловой как режиссера прошло, и качество спектаклей, выпускаемых ей, оставляет желать лучшего.

За последние два года, что Бирюков является худруком, театр побывал на гастролях в Москве, Волгограде, Тольятти, Сербии, Зареченске. И все это с теми спектаклями, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня, мобильны и смотрибельны, с теми спектаклями, за которые потом, уж простите за прямоту, не будет стыдно перед зрителем и коллегами. И это не спектакли Гавриловой.
Бирюков смог привлечь двух выпускников Екатеринбургского государственного театрального института – на минуточку это один из немногих ВУЗов по стране, который готовит именно кукольников. Именно при Бирюкове в театр потянулись молодые артисты, окончившие Ульяновский государственный университет. Именно при Бирюкове появилось понимание, какие спектакли будут ставиться на два года вперед. И это не просто планирование – это привлечение к постановкам ведущих режиссеров и художников театра кукол. Может быть, широкому зрителю ничего не скажут имена Виктора Никоненко, Максима и Натальи Пахомовых, Александра Янушкевича, Татьяны Нерсисян, но это далеко не последние люди в мире театра кукол. Это одни из лучших! И заполучить их на постановку – радость и гордость для любого театра. Да, можно появляться пару раз в месяц на два-три дня и выдать результат, а можно ежедневно прокуривать кабинет и кормить журналистов, не склонных к анализу и проверке полученной информации, грязью.
И в заключение. «В 2015 году на мою должность был избран уже новый человек – Владимир Бирюков из Пензы,» – сетует Людмила Михайловна. Была ли Гаврилова художественным руководителем театра официально или она со свойственной ей наглостью так самоназвалась? Есть приказ управления культуры Ульяновской области 1988 года о назначении ее художественным руководителем, но почему-то уже с 1990 года в последующих приказах того же управления и за подписью того же руководителя о ней упоминается как о главном режиссере. То есть, будучи директором, она не издала внутренний приказ о назначении? Почему? Не потому ли, что в штатном расписании не было такой должности? Она была введена перед тем, как был объявлен конкурс.
Зачем я об это пишу? Я отношу себя к этой команде «абсолютно непрофессиональных людей», поэтому и считаю нужным ответить, ибо обидно. В первую очередь за тех, кого назвали «быдлом». Кого имели в виду, большой вопрос. Сотрудников театра? Или зрителя, который идет на наши спектакли? Грустно и за тех и за других.

Олеся КРЕНСКАЯ – заместитель директора по развитию Ульяновского театра кукол