С днём рождения, 421-ый! Оползню на «грузовой восьмёрке» в ночь с 5 на 6 апреля исполнится ровно год. Чуть меньше — двум другим подвижкам грунта в черте Ульяновска — под областной филармонией и на «Разрезе Милановского». Обвалы, вызванные перенасыщением почвы влагой, на значительное время затруднили нормальное транспортное сообщение между разнобережными частями города, и заставили горадминистрацию принимать экстренные меры по расселению людей из домов в опасной близости от пропасти. Что было тогда и что сегодня происходит в этих же трёх точках?

Евгений ЛУКОВКИН
КОРРЕСПОНДЕНТ
В Ульяновске полным ходом продолжаются берегоукрепительные работы на участке склона, там, где в ночь с 5 на 6 число в 2016 году произошёл один из самых крупных оползней за историю Ульяновска. Напомню: тогда серьёзно пострадало полотно так называемой «грузовой восьмёрки» и город испытал серьёзные транспортные проблемы. В настоящий момент восстановительные работы в полном разгаре. Мы видим, что техника не стоит на месте, здесь проводится террасирование, но от официальных комментариев городские власти отказываются, ссылаясь на завтрашнюю пресс-конференцию, на которой обо всех работах обещают рассказать подробно.

Но даже сегодня очевидно видны и совершенно понятны минимум две факта: первый — дорога снова в строю. Не эстакада за 4 миллиарда, как планировалось в одном из возможных вариантов восстановления год назад, но вполне полноценное двухполосное полотно. Действует с 28 октября и вроде бы не вызывает опасений или нареканий со стороны водителей. И факт-2: работы на склоне ещё непочатый край. То, что вы видите сегодня практически один в один повторяет картину поздней осени 2016-го. В принципе это легко объяснимо: работы завершились как только лёг снег и возобновились сразу же по его сходу. В ближайшее время здесь как минимум продолжится террасирование, проверка состояния вновь проложенной дренажной системы, и только затем — отсыпка грунта и формирование ухоженного склона. Кстати, о грунте.

Евгений ЛУКОВКИН
КОРРЕСПОНДЕНТ
О том, как обстоят дела на третьем по величине оползне, который случился в минувшем году, красноречивее всего говорит моя обувь, которую вы только что видели, всего пары минут похода по склону на так называемых «Ленинских горках» под областной филармонией хватает для того, чтобы сапоги были полностью измазаны в грязи: почва очень мягкая, но движения грунта сейчас не происходит. Напомню: в прошлом году представители «Ленинских горок» заявили, что грунт, который сошёл по их склону, навозной и основной массе земли, здесь, в районе филармонии, этот оползень тогда не представлял.

Сегодня «Горки» стоят и скорее всего совсем скоро вообще канут в лету — судебные приставы потихоньку разбирают оборудование за долги. Вид снизу удручает: сползшую словно старую кожу со змеи почву тут никто не вывозил, грязевые буруны покоятся у подножья, но действительно: ни крупных трещин, ни смывов, ни сползаний — никаких тревожных сигналов, запомнившихся горожанам из наших репортажей минувшего года в 2017-м тут не наблюдается. Сверху — картина чуть более оптимистичная — вид на Волгу и старый мост скрадывает ощущение опустошённости от изуродованной горнолыжной трассы. Кстати филармония, за которую опасались в минувшем году всё так же на своём месте, но закрыта: идёт ремонт. Вокруг высятся груды строительного мусора. Аналогичные, отмечу, есть и в северной части города.

Евгений ЛУКОВКИН
КОРРЕСПОНДЕНТ
Сейчас я сижу на груде строительного мусора, который находится на самом обрезе «Разреза Милановского». Первого по величине оползня в Ульяновске и второго по степени привлечённости внимания во время событий 2016 года. Это один из самых опасных памятников природы в России и наверняка самый опасный в Поволжье. Он постепенно наступает на территорию города, отгрызая от неё большие куски земли. Если справа от меня сейчас находится река Волга и виден сам разрез, с его геологическими слоями и структурой, то слева — гаражи, которые городская администрация убедительно, настоятельно просила убрать собственников. В противном случае — грозилась смести их с лица земли. Однако года прошёл а гаражи всё так же на своём месте.

Общая картина здесь самая пессимистическая, даже не смотря на прекрасные волжские виды. Сверху — линия расселённых домов, за ней — упомянутые уже гаражи, дальше поросший бурьяном клочок земли и вот он — Господин Великий Оползень. То, с чем в принципе, не прочь расстаться учёные-геологи: человеческие жизни, безопасность города важнее. В отличии от прочих этот оползневый цирк растёт ежегодно. Слишком крутые склоны при абсолютном отсутствии дренажа. Выход — сделать стенки обвала пологими, но это во-первых увеличит протяжённость разреза, а во вторых: требует денег, денег и ещё раз денег. Вопрос скорее федерального, чем регионального масштаба.