Предстоящему в этом году 205-летию со дня рождения нашего великого земляка Ивана Гончарова и 170-летию выхода в свет его первого романа посвящена выставка в Историко-мемориальном центре-музее И.А. Гончарова.
В ее фокусе – театральная жизнь «Обыкновенной истории». Экспозиция создана на основе богатой фондовой коллекции музея. 24 театра страны и ближнего зарубежья в афишах, программах, буклетах и фотографиях сцен из спектаклей представляют хронику театральных постановок по роману, начиная с 1960-х годов и до сегодняшних дней.
Опубликованная в марте-апреле 1847 года в журнале «Современник» «Обыкновенная история» сразу поставила писателя в ряд первых русских литераторов. Общее мнение критики и публики высказал Белинский: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор -успех неслыханный! Все мнения слились в ее пользу… Действительно, талант замечательный».
История юного провинциала Сашеньки Адуева, отправившегося покорять столицу, крушение его иллюзий, превращение из восторженного романтика в карьериста и сухаря продолжает волновать как читающую, так и театральную публику, и значит, подталкивать режиссеров искать все новые и новые грани в «Обыкновенной истории».
Эксперименты театральных деятелей подвигли и музейщиков на необычный подход к структуре экспозиции. Выставку они расположили на трех этажах. И зрителю во время экскурсии, подобно Александру Адуеву, поднимающемуся по лестнице государственного Олимпа, предстоит перемещение наверх. А начинается все в фойе со стенда с портретами артистов, в разные годы игравших главного персонажа гончаровской «Обыкновенной истории». И среди них размещено зеркало, в котором вы можете увидеть себя и задуматься, в частности, о том, что роднит вас с Александром Адуевым, есть ли совпадения в ваших судьбах.
Впервые на выставке показаны материалы, присланные театрами в дар музею специально к юбилею романа. Это Московский театр-студия под руководством Олега Табакова, Московский драматический театр «Сфера», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова», «Гоголь-центр», драматические театры Тулы, Липецка, Курска, Тамбова, Екатеринбурга и другие.
Знакомство с выставкой дает возможность узнать много любопытных фактов.
Оказывается, что театральным «крестным отцом» «Обыкновенной истории» стал известный советский драматург Виктор Розов. Он создал по роману инсценировку, которая послужила основой для множества спектаклей, поставленных начиная с 60-х годов ХХ века до наших дней, хотя в последние годы появились и новые вариации.
Классической и самой известной театральной постановкой признан спектакль «Обыкновенная история» театра «Современник» сезона 1965-1966 годов. Его поставила Галина Волчек. Старшее поколение помнит эту работу по телеверсии с блистательными актерами Олегом Табаковым в роли Александра Адуева и Михаилом Казаковым в роли его дядюшки. Создатели спектакля получили тогда Госпремию СССР Интересное совпадение: в XXI веке, в «Обыкновенной истории» в своей «Табакерке» Олег Табаков выступил уже в роли Адуева-старшего. Он стал самым добрым из всех сценических дядюшек.
На сцене Ульяновского драматического театра розовскую инсценировку ставили дважды – в 1987 и в 2008 годах. Во втором спектакле Александра Адуева живо и убедительно сыграл молодой талантливый актер Денис Ярыгин. К сожалению, постановка не задержалась в репертуаре, потому что исполнитель главной роли вскоре. отправился покорять столицу. Должно быть, заразился этим стремлением от своего сценического персонажа?..
Самой спорной постановкой «Обыкновенной истории» XXI века стал постмодернистский спектакль известного московского режиссера Кирилла Серебренникова, который сам написал инсценировку. Публика увидела его работу в московском театре «Новая драма». Она о том, что могло бы произойти с Александром Адуевым в наши дни. Самодеятельный рок-музыкант едет из провинции в Москву. Через спектакль проходит образ столицы как враждебной человеку силе. Это черная дыра, которая засасывает в себя молодых людей, развращая их и лишая идеалов. Адуев-дядюшка больше смахивает на нечистую силу. Он торгует «светом» – неоновыми огнями, которые ослепляют наивных провинциалов. Своего племянника дядюшка проводит по всем кругам столичного «ада», искушая его так, что он в конце концов продает свою душу дьяволу…
Что ж, вполне жизненная ситуация. Обыкновенная, в сущности, история. То, что случается во все времена. Остается лишь восхищаться гениальностью Гончарова, сумевшего подметить и запечатлеть эти бесконечные взлеты и падения человеческой души.