На  неделе вышел в свет свежий выпуск регионального журнала «Вкус жизни». Найти его можно в кафе, ресторанах, салонах, клиниках, предприятиях и других публичных заведениях города. Мы, в свою очередь, публикуем интервью с гостем этого номера — известным музыкальным библиографом Владиславом Ястребовым.

Владислав Ястребов указан в «Википедии» как «музыкальный библиограф» – профессия (а по сути, призвание) в нынешние времена редчайшая. Он выпустил 15 уникальных энциклопедических справочников. Это книги, которые содержат абсолютно всю имеющуюся в природе информацию о «The Beatles», женщинах в зарубежной поп-музыке, советских ВИА, музыкальной эстраде социалистических стран, прозвищах музыкантов и так далее. Но библиограф Ястребов – личность разносторонняя: его знают еще и как организатора и ведущего знаменитого ульяновского рок-клуба «Автограф», а также владельца самого, пожалуй, известного и крупного в городе магазина звукозаписи. Ни того, ни другого уже нет, но остался флер легенды.

Владислав Викторович, вас, как звезду, постоянно узнают на улицах. Как вы сами определяете, кто вы – писатель, бизнесмен, меломан?..
Не бизнесмен точно: уже около шести лет я не занимаюсь никаким бизнесом. Формально не писатель, так как обычно у нас писателями считаются те, кто пишут «романы». Точно могу сказать, что очень рад, что последние 30 лет занимаюсь любимым делом. Я прослушал море музыки, побывал на огромном количестве концертов, пообщался с массой интересных знаменитостей, брал интервью, объехал полстраны… И сейчас занимаюсь тем, что мне безумно нравится.

Составлять энциклопедические справочники – огромный труд. Вы делаете все сами, или помогают «литературные негры»?
Все делаю сам: собираю информацию, набираю на компьютере. Написание одного справочника, как правило, занимает не менее двух, трех, четырех лет. На «Битлз» ушло года полтора, потому что практически все было уже готово. На «Женщин в зарубежной популярной музыке» – уже около четырех лет.
На «Прозвища музыкантов» – три с лишним года.

С чего начался ваш путь библиографа?
В начале 80-х я выпустил несколько самопальных библиографических указателей. И каким-то образом они попали в Министерство культуры СССР. В 1983 году раздался звонок: “Владислав Ястребов? Мы держим в руках ваши книжечки, а вы могли бы для нас такое подготовить?” Так я сделал сборники по советской эстраде и эстраде социалистических стран. И если до этого я был «местным сумасшедшим», то после выхода книжек от Минкульта отношение стало совсем другим.

У вас шикарная библиотека, в которой собраны книги, рассказывающие о музыке…
Без ложной скромности, такое собрание есть далеко не у каждого в стране. Началось все с книги “Тигр в гитаре” советского журналиста-международника Олега Феофанова работавшего в США и Канаде (спустя несколько лет, будучи в Москве, я с ним познакомился – фантастический человек). На меня она произвела огромное впечатление, и я решил, что нужно потихоньку собирать подобные издания. Они были огромной редкостью. Помню, 1979 год, я еще учился в техникуме. Прочитал, что в Ташкенте проходит выставка книг, изданных в США. И в числе экспонатов была рок-энциклопедия журнала Rolling Stone. Спустя 20 лет я ее все-таки купил – то самое, первое, издание. Радовался до слез.
У меня огромный стеллаж из рок-энциклопедий. Изучать их – огромное наслаждение. Интересна сама организация информации: что важно, что неважно, рейтингование альбомов и так далее.

Именно так вы составляли свою энциклопедию по «Битлз»?
У меня была огромная картотека, плюс я ездил несколько раз в Москву и закупал все книги, которые мог позволить по деньгам и необходимости. В общей сложности я обработал около 200 изданий. В энциклопедии собраны все синглы, альбомы, статьи, книги о группе, в том числе на разных языках. При подготовке книги о «Битлз» мне очень помогли Наталья Миронова и Юлия Герасимова. Настолько «очень», что я счел возможным вставить их в качестве соавторов. Будет бестактно их не упомянуть.

Есть ли сегодня интернет-ресурс аналогичный вашей книге?
Думаю, нет. Вообще, у нас подход не правильный. Думают: вот интернет, там все есть, и все правильно, без ошибок. И не слишком критично походят к найденной информации. Но в реальности часто информация искажается, путаются издания и переиздания. Указан, например, 1990 год, а запись создана в 1960-м. В книгах же информация неизменна, ей действительно можно Доверять.

Большинство ваших книг о музыке. Вы – меломан, когда себя им ощутили?
Это очень стандартная история, которая есть во многих воспоминаниях. Все началось с «Битлз». Это было в Чимкенте. Лет в 13 шел с тренировки мимо магазина, подобного нашей «Мелодии». И услышал совершенно фантастическую музыку. Как потом выяснилось, это была песня “Битлз” под названием «В саду» (в оригинале – Octopus’s Garden). Я, естественно, рванул в этот магазинчик, увидел гибкую пластиночку стоимостью 70 копеек… Шел 1973 год, по тем временам это были фантастические деньги – мне мама давала по 15 копеек в школу. Но я скопил и купил-таки эту пластинку с тремя песнями. Заслушал за неделю. Потом скопил денег и купил виниловую пластинку. Принес ее в школу, выяснилось, что у одной девочки есть катушечные записи Wings Маккартни. А я даже не знал, кто это такой. Взял послушать, потихоньку начал интересоваться, покупать пластинки… Так все и началось.

Какая музыка вам нравилась больше всего?
Мне нравилось все. Мои товарищи, которые считали себя «настоящими» рокерами, расценивали это как предательство.
Я интересовался джазом, роком, фольклором, классикой. Хотя, например, «Автограф» был рок-клубом. Но у нас звучали и, например, записи фольклорного коллектива Дмитрия Покровского. По сути, я хотел делиться знаниями, впечатлениями, радостью от прослушивания музыки. Так и вышло.
Я до сих пор слушаю очень много музыки. Многие думают, что с определенным возрастом пресыщаешься, на первый план выходят домашние и экономические проблемы. Но нет. Музыка всегда рядом. Я работаю под нее. У меня бывают печальные дни – умерла Донна Саммер – а я в определенной степени вырос на ней, и я посвящаю весь день ей, слушаю ее записи…
Это такой аутотренинг! Меньше думаешь о грязи, раздражаешься. Я 40 с лишним лет слушаю музыку и только сейчас осознаю, сколько я еще не прослушал!

Сколько лет проработал ваш рок-клуб?
Около семи. Мы открылись в 1982 году, потом был небольшой перерыв, и мы снова открылись в ДК Чкалова в феврале 1984 года. Закрылись в 1990 году.

Почему?
Первый результат перестройки – слегка отпущенные вожжи.
По телевизору начали показывать «Взгляд», «Программу А», где рассказывали о музыке, показывали клипы. В Ульяновск начали приезжать разнообразные коллективы, в газетах и журналах начали появляться музыкальные статьи. Тот дефицит информации, на котором мы, по сути, и существовали, исчез.
Да и появилась моральная усталость. Идея создать рок-клуб пришла мне в голову лет в 17. А когда он закрылся, мне было 30. Поменялась публика, новая музыка – рэп, хаус, рэйв – меня не впечатляла…

…И вы открыли студию звукозаписи.
До нас были магазины «Мелодия» и «Грампластинки» – там продавался винил. А мы открыли запись на катушках и кассетах. Магазин (он размещался в здании завода «Контактор», а позже — на Гончарова, под названием «Автограф») делился на две части. В одной была техника, а во второй — кассеты, катушки и один из первых видеопрокатов. К нам ходило очень много покупателей.

Чем вы их привлекали?
За годы работы в рок-клубе у нас накопилась огромная фонотека. Я отдал около 4000 катушек в библиотеку УлГУ – это около 9000 альбомов хорошего качества. Мы писали на вкладышах подробную информацию: имя автора, название альбома и песен, их хронометраж. В качестве бонуса записывали песни из других альбомов. Людей это впечатляло. Самые первые вкладыши я делал на бытовом компьютере БК-001, который, кстати, выпускался на нашем радиоламповом заводе.
Сначала мы выполняли заказы не торопясь – за три-четыре дня. Но появилась студия срочной звукозаписи, которая делала все за два дня.
И я поставил задачу: выполнять заказ за день. Перешли на работу в ночную смену. Люди были крайне удивлены, когда они в 6 вечера сдавали свои кассеты, а в 9 утра приходили, и заказ был готов. По тем временам это воспринималось как фантастика. Многие до сих пор мне говорят: «Ой, столько я денег в вашем магазине оставил». Тем более для нас было делом престижа иметь все новинки – записи получали из Москвы.

И все убил интернет…
Да, доступный интернет и пиратство сгубили бизнес за год-два. В Ульяновске закрылись все отделы звукозаписи. Мы остались ни с чем.

Вы написали 14 книг, связанных с музыкой. А 15-я – «Бог есть любовь» – неожиданно оказалась на религиозную тему.
Да, многие мои знакомые тоже были удивлены. Но, на самом деле, мне всегда была интересна эта тема. Еще в 1989 году я купил Библию в трех томах, с комментариями, изучал ее. На самом деле, мы были лишены огромного пласта культуры. Ведь понимание произведений, всей классики, написанной в 17-18 веке, невозможно без понимания Библии, ее знания.
На одном из заседаний рок-клуба один паренек принес фотографии очень красивых храмов. Я спросил его – где это? И очень был удивлен, когда он ответил: у нас, в Симбирске. Самая красота была разрушена. Помню, это произвело на меня огромное впечатление. Я начал собирать информацию о симбирских храмах.

Моя библиотека – моя гордость!

Как вы познакомились с соавтором – священником Ильей Косых?
Года четыре назад прочитал на сайте Православие.ру статью об истории Симбирской епархии за подписью И. Косых. Оказалось, что это его дипломная работа в Московской Сретенской духовной семинарии, а сам он родом из Ульяновска, сын настоятеля храма Архангела Михаила (на улице Гончарова) Николая Косых.
Я предложил сделать из дипломной работы книгу. И в прошлом году она была издана. Материалы, которые я собрал в ходе подготовки, помогли с созданием моей последней книги «Симбирика». «Бог есть любовь» и «Симбирика» – это как раз то, что, возможно, даст мне повод все же называться писателем.

О чем будет ваша новая работа?
Идея книги «Симбирика» очень проста. Странно, что она до сих пор никому не приходила в голову. Я взял 85 фрагментов старинных книг и статей из журналов за последние 200 с лишним лет (до начала XX века), в которых говорится о Симбирске. Это мнения, впечатления путешественников как наших, так зарубежных, научные работники и так далее. К каждому фрагменту и факту – цифрам, данным, фамилиям – подобран комментарий. Сейчас книга имеет почти 900 страниц, в ней около 6000 сносок и огромный глоссарий почти на 300 страниц. Она готова, но пока не издана.

Сразу скажу, почему назвал книгу «Симбирика». Это из той же серии, что «Британика» и «Металлика», – концентрация справочной информации. Человеку, обладающему такой книгой, не надо будет лазить в интернете, искать объяснения устаревших и старинных слов, выражений, чинов, званий, событий и так далее. В ней есть все.

Что дальше?
Уже готовлю книгу «Храмы Симбирска», которые были уничтожены, – на совершенно документальном материале. Это будет нескучная, даже “попсовая” энциклопедия, где популярно расскажу, что, когда и где было построено, какие были приделы, почему они так назывались, какие священники служили, кто из известных людей посещал, когда были разрушены и так далее.

В чем заключается вкус вашей жизни?
Боюсь показаться ненормальным… Но за последние 10 лет я научился получать удовольствие от всего. Схожу в архив – кайф, послушаю лекцию Быкова – замечательно. Книга продается – прекрасно, встретился с интересными людьми, пообщался с ними, послушал новые альбомы – великолепно. Думаю, что ничего лучше, чем получать удовольствие от каждого дня, нет. Я счастливый человек.
В жизни все переплетено. Когда я работал в Ленинском мемориале осветителем, мне удалось пообщаться за кулисами и взять интервью у многих известных людей. Сначала писал для себя, а потом – для газеты «Ульяновский комсомолец». Устроился работать на завод имени Володарского в отдел внешней комплектации – смог поездить по стране. Везде, где бы я ни бывал, старался общаться с местными музыкантами, ходить на концерты.
Только один случай. В 1981 году я приехал в Свердловск и познакомился с Александром Пантыкиным из группы «Урфин Джюс». А он познакомил меня с Ильей Кормильцевым. Тогда это был обыкновенный паренек, еще не работавший с «Наутилусом Помпилиусом».
В 2004 году я открыл первый номер журнала Rolling Stone на русском языке. Листаю, смотрю – обложка моей книги «Женщины в зарубежной популярной музыке». И рецензия Ильи Кормильцева.
Так что все неслучайно.