Василий Мельник
С месяц назад редакция «СК» отправила одну из наших публикаций об абсурдности платежей за горячую и холодную воду на общедомовые нужды в адрес приемной председателя правительства России Дмитрия Медведева, откуда нам сообщили, что переслали материал в Министерство строительства и ЖКХ РФ, после чего и начались какие-то подвижки в позиции представителей ульяновских властей.

Возможно, подвижки эти и не связаны с информированием нашей газетой ведомства Медведева о происходящем с ОДН в регионе, а просто совпало. Но «СК» пишет об ОДН-беспределе около пяти лет, доказывая, что в многоквартирных домах, где в местах общего пользования (лестницы) отсутствуют краны и сливы, начисление платы за ресурсы на ОДН не предусмотрено уже положениями Правил предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 г. Однако все наши статьи такого рода в Ульяновске упорно игнорировались – под соусом, что ОДН является, дескать, разницей между показанием общедомового прибора учета и суммой показаний квартирных счетчиков и потребления по нормативу там, где счетчиков нет. И защитников этого абсурда не смущало, что полученный таким образом расход на общедомовые нужды не имеет никакого отношения к обслуживанию мест общего пользования, то есть к влажной уборке подъездов.

Но вот президент России Владимир Путин и правительство внесли в порядок оплаты ОДН изменения, поставившие это дело, наконец, с головы на ноги: расход ресурсов на обслуживание общедомового имущества был перенесен из раздела «коммунальные услуги» в раздел «содержание жилья», туда, где он и должен быть. При этом в разные документы дополнительно к Правилам №354 была внесена норма об обязательности наличия в местах общего пользования кранов и слива, чтобы у жильцов возникла обязанность оплачивать коммунальные ресурсы, расходуемые в целях обслуживания общедомового имущества. В частности, пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (№491 от 13.08.2006 г.) дополнен подпунктом «л», и эта норма звучит теперь так: «11. Содержание общедомового имущества… включает в себя: …л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения…». В других нормативно-правовых документах уточняется, что это за конструктивные особенности. Это водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование (те самые краны и сливы) в местах общего пользования. Если они имеются, в работы управляющей компании (УК) по содержанию входит приобретение холодной и горячей воды на ОДН. Если их нет, у УК нет и такого вида работ, как приобретение воды на общедомовые нужды. Нет, разумеется, и оплаты этой, неприобретенной, воды.

В эту логику укладывается и спор об учете или неучете показаний общедомового счетчика при определении расхода воды на ОДН. Если краны на лестничных площадках есть, но на них нет приборов учета (которых и не может быть), то расход считается как разница между показаниями общедомовых счетчиков и суммой показаний квартирных счетчиков. В случае превышения полученного расхода над нормативом оплата взимается по нормативу. Если же кранов в подъездах нет, никакого расхода на ОДН тоже нет, нет и учета показаний счетчиков в этих целях. В данном случае, как это известно всем людям в здравом рассудке, вода для мытья лестниц берется из кранов в квартирах, проходит по разряду коммунальной услуги и как таковая оплачивается хозяевами квартир. Строки же ХВС ОДН и ГВС ОДН из платежного документа исключаются.

Вот все это фактически и признал председатель комитета ЖКХ и энергетики ЗСО Геннадий Антонцев, до последнего времени упорно твердивший о каких-то убытках, которыми реформа платежей за ресурсы на ОДН угрожает якобы управляющим компаниям. На прошлой неделе Антонцев заявил в одной из газет: «Если у вас нет точек разбора воды в МОП (местах общего пользования. – «СК»), надо писать в управляющую компанию, чтобы не начисляли плату за водоснабжение в МОП». Несмело только как-то, стеснительно заявил, как будто и не глава комитета регионального парламента. Понятно, что у него нет распорядительных полномочий, но есть ведь право на инициативу, на то, чтобы обратиться, к примеру, к министру ЖКК региона Дмитрию Вавилину и предложить ему, если он сам не догадывается, издать распоряжение, разъясняющее правоприменительную практику в сфере ОДН.

Распоряжение, собственно, из пары предложений, фиксирующих, что для начисления платы за ресурсы на ОДН необходимо, чтобы места общего пользования были оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. И что априори считается, что в многоквартирных домах области в настоящее время этих устройств и оборудования нет, и плата за ОДН, соответственно, не начисляется. А там, где это все есть, она начисляется. Видимо, где-то все-таки есть – я не думаю, что в домах, где проживают сами министры, уборщица, когда моет лестницу, стучит к ним в дверь и просит налить ведерко тепленькой воды. То есть в таких домах краны в подъездах, возможно, имеются. Ну, ладно, пусть хотя бы так, как рекомендует Антонцев. Предлагаем составленный нами примерный текст заявления в УК о неначислении платы за ОДН. Заявление лучше писать от имени совета дома или старшего по дому.

Директору ООО_____________________________________________________
(адрес местонахождения офиса управляющей компании)_______________________
_________________________________________________________________
от совета дома (старшего по дому), находящегося по адресу:_____________________

_________________________________________________________________

(ФИО старшего по дому, если заявление от него)______________________________

Заявление

В платежных документах за жилищно-коммунальные услуги жильцам нашего дома отдельно выставляются в том числе и счета за горячую и холодную воду, расходуемую на содержание общедомового имущества, что противоречит положениям нормативно-правовых актов в данной сфере и является неправомерным. Так, подпункты «а» и «б» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг (№354 от 6.05.2011 г.) предусматривают, что холодное и горячее водоснабжение мест общего пользования возможно только в случае наличия внутридомовых инженерных систем, по которым холодная и горячая вода подаются в эти места общего пользования. Подпункт 4(1) пункта 4 Правил установления нормативов (№306 от 23.05.2006 г.) определяет, что условием утверждения нормативов на расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имущества является оснащенность мест общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Подпункт «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества (№491 от 13.08.2006 г.) предусматривает работы по приобретению управляющей компанией холодной и горячей воды в целях потребления при содержании общедомового имущества только в случае, если конструктивные особенности дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (сточных вод).

Конструктивные особенности нашего дома этого не предусматривают, поскольку места общего пользования (подъезды) не оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием (кранами и канализационными сливами). Исходя из этого просим не производить жильцам дома начисление платы за расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имуществ и сделать перерасчет этой платы с декабря 2016 года, вернув деньги. Вода на эти цели берется в квартирах и оплачивается их хозяевами как индивидуально потребленная коммунальная услуга.

Подписи (членов совета дома, или председателя совета дома, или старшего по дому).

Дата.