С 2010 года в регионах России создаются добровольные отряды “Лиза Алерт”, занимающиеся поиском без вести пропавших людей. С прошлого года такой отряд начал действовать и в Ульяновске. Сейчас его костяк составляет всего десяток участников, но у них уже есть опыт организации поисков пропавших без вести с положительным результатом. Ульяновцы, имеющие желание помогать в решении этой огромной проблемы, могут присоединиться к добровольцам.

Помочь может каждый
Название добровольного поискового движения “Лиза Алерт” призвано напоминать о проблеме пропадающих без вести в нашей стране людей. Пятилетняя Лиза Фомкина потерялась в подмосковном лесу вместе с тетей в сентябре 2010 года. В течение пяти дней ее практически никто не искал. Сотни добровольцев начали прочесывать лес, когда узнали о пропаже из интернета. Но было уже поздно: на десятый день девочку нашли погибшей от переохлаждения.

Полученный в поисках опыт лег в основу работы добровольных отрядов, которые стали появляться в разных регионах страны. О том, как работает движение “Лиза Алерт” и кому и каким образом могут помочь добровольцы в Ульяновской области, мы поговорили с координатором ульяновского добровольного поискового отряда Владимиром Рябовым. Владимир работу ульяновцев организует дистанционно: он живет в Самарской области, в которой также руководит региональным отрядом “Лиза Алерт”.

– Владимир, расскажите об ульяновском отряде. Как давно он появился, насколько сейчас активен?

– Идея создания отряда “Лиза Алерт” в Ульяновске возникла в сентябре 2015 года. Появилась она, потому что существовали отряды в Самарской области, в Перми, Пензе, Татарстане, а между ними образовалось белое пятно, где периодически нам нужна была какая-то помощь в поиске без вести пропавших. Наши, например, в сторону Ульяновска нередко уезжают. И в самом Ульяновске тоже достаточное количество без вести пропавших людей, в поиске которых не хватает помощи волонтеров. Поэтому было принято решение о создании отряда.

Мы можем говорить лишь об отряде “Лиза Алерт” Ульяновск, а не об областном отряде. При этом при необходимости выездных мероприятий они осуществляются. Не так давно отрядом был найден дедушка с потерей памяти, пропавший в Самаре. Получили свидетельства, что его видели в Ульяновске. И ребята смогли его найти. Живым.

Отряд достаточно молодой, от момента возникновения идеи до того, как сложился костяк отряда, прошло более года.

– По сравнению с другими регионами в нашем отряде меньше участников?

– Тут вопрос не в количестве людей в отряде. Результаты зависят от желания искать. Если в отряде десять человек поддерживают идею помощи без вести пропавшим, они могут организовать поиск с привлечением и ста, и двухсот человек. Были бы у них знания и желание этим заниматься.

– Тогда вопрос от тех, кто хотел бы присоединиться к отряду и помогать в поисках. Кто может присоединиться, какими перед участниками отряда ставятся задачи?

– Присоединиться может любой, единственное условие – человек должен быть старше 18 лет. Это обусловлено в первую вопросом безопасности несовершеннолетних. Поиски связаны с выездами, с нахождением вне дома.

Критериев по обученности, каким-то навыкам нет. Мы помогаем людям понять, что они хотят и могут, и учим их делать то, что необходимо.

Ограничения по временным рамкам тоже по сути не мешают. Кто-то может посвящать поискам все свободное время, кто-то – 15-20 минут в день. Отряд – это не только выездные мероприятия. Это также работа в сети, размещение ориентировок, распространение информации в социальных сетях. Зачастую человек, который 15 минут посвятил отряду, может помочь найти потерявшегося. Поэтому кто сколько готов времени потратить на отряд, тот столько и тратит.

– Куда обращаться тем, кто хочет вам помогать?

– Обращаться можно в группу Вконтакте https://vk.com/la_ulyanovsk, на горячую линию 88007005452, можно ко мне как к координатору отряду. Вконтакте есть мой номер телефона.

– Часто задается вопрос о том, за счет чего вы существуете?

– Мы никем не финансируемся, существуем за собственный счет. Каждый вкладывает столько собственных времени, сил и средств, сколько может. Если поиск ведется, выезжают все за свой счет. И мы никогда не занимаемся сбором денег. У нас нет ни электронных кошельков, ни банковских карт для этого. Кто-то приходит на поиск, кто-то клеит ориентировки или распространяет их в сети, а кто-то считает для себя возможным помочь закупкой оборудования.

– Какие категории людей вам чаще всего приходится искать?

– Вообще чаще всего пропадают женщины в возрасте от 25 до 40 лет. Это дети, люди старше 60, с изменение памяти, с изменение психики.

Мы не занимаемся криминалом. Если сотрудники полиции скажут, что там возможен какой-то криминал, мы этот поиск брать не будем. Во-первых, это может быть небезопасно для добровольцев отряда. Во-вторых, наши способы организации работы по розыску – это в первую очередь максимальное оповещение населения о том, что пропал человек. Когда полиция расследует уголовное дело, это может помешать.

Также мы не занимаемся скрывающимися от кого-то, например, от кредиторов людьми. Все эти детали поиска мы выясняем, как правило, в контакте с полицией.

– Каким образом добровольцы начинают поиски – по обращению родственников или возможно поступление информации и из полиции? В каких случаях родственникам стоит обращаться за помощью к вам?

– В Ульяновске в первую очередь это обращения родственников к нам на горячую линию. Но заявление о без вести пропавшем мы отрабатываем только, если есть заявление в полицию.

Сейчас в Ульяновске общение с полицией затруднено, потому что тут нет человека, который взял бы на себя задачу заключить с полицией какое-то соглашение о сотрудничестве по информационному обеспечению, как это сделано в отрядах в других регионах. В Самарской области существует соглашение с полицией об информационном обеспечении с целью поиска без вести пропавших. Они нам передают информацию о без вести пропавших, мы помогаем их искать.

Но в любом случае без контакта с полицией мы не работаем.

Самый быстрый способ обращения к нам – телефон горячей линии 88007005452, это круглосуточный колл-центр, звонки из всех субъектов Федерации в него бесплатны, там человека выслушают и примут заявку о поиске.

Обращаться следует, когда вы решили, что человек пропал. То же стоит делать и с полицией. Если вы решили, что человек пропал, пишите заявление в полицию и звоните нам. Если в полиции говорят, что нужно подождать трое суток, может, он сам вернется, это неверно. Нет никаких трех суток, заявление полиция должна принять в тот момент, когда вы с ним пришли.

Чтобы не пропадали
Не менее важной частью работы движения “Лиза Алерт” является профилактика происшествий с детьми. Волонтеры учат детей и родителей тому, как себя вести, чтобы ребенок не пропал на улице и не ушел с чужим человеком, и что делать в случае, если ребенок все же потерялся. К сожалению, пока в Ульяновске подобных занятий не организуется. Для наших читателей Владимир Рябов напомнил несколько правил, посвященных тому, чему родителям нужно научить ребенка.

Так, нужно выучить четыре простых правила: “Я беру с собой друга”, когда иду куда-нибудь или играю на улице; “Я сначала спрашиваю” родителей или у других взрослых, прежде чем идти куда-нибудь, помогать кому-нибудь, принимать что-нибудь от других людей или садиться в машину; “Я говорю “нет” людям, если они пытаются прикоснуться ко мне или обидеть меня»; “я рассказываю” взрослым, которым я доверяю, если мне по какой-то причине грустно, страшно или если я чего-то не понимаю.

Кроме того, ребенок должен знать:
– O том, что можно потеряться, отстав от взрослых или друзей, засмотревшись на что-либо или случайно проехав свою остановку. Это не опасно и не страшно, важно вовремя обратиться за помощью и следовать несложным правилам.

– Cвое имя, фамилию, домашний адрес и телефон. Для малышей удобно сделать подобие визитной карточки с номерами телефонов по которым в любое время можно позвонить. Объясните ребенку, в каких случаях и кому показывать эту карточку.

– Kак правильно переходить дорогу, и что делать в случае затруднений. Проиграйте, гуляя с ребенком, ситуацию, когда ему нужнo попросить прохожего о помощи. Практикуйте это до тех пор, пока вы не будете уверены в том, что ребенок понимает и не стесняется этой ситуации.

– K кому безопаснее всего обращаться за помощью – полицейским, работнику торгового центра, офиса или прохожим с маленькими детьми. Никогда не оставляйте детей до 8 лет на детских площадках, в машине, около магазина и даже во дворе собственного дома без присмотра, даже на пять минут.

– Что делать если вы потеряли друг друга в многолюдных местах. Всегда договаривайтесь о месте встречи, на случай если вы потеряетесь. Будьте уверены, что ребенок знает и сможет как минимум назвать это место обратившись к кому-нибудь за помощью. Не выпускайте ребенка из виду, держите за руку, никогда не уходите вперед даже на несколько шагов.

– Незнакомые взрослые опасны. Уже с 2-3 лет ребенку нужно ясно и четко объяснять, что он не должен, ни при каких обстоятельствах, уходить с кем бы то ни было не сказав об этом взрослому. Что он не должен делать то, что ему не нравится, находясь в обществе взрослых или старших по возрасту детей, включая родственников и знакомых. Никогда не заставляйте ребенка поцеловать или обнять взрослого, если он этого не хочет.

– Ребенок вам может доверять и рассказать все, что тревожит и кажется непонятным. Добиться доверия ребенка можно только любовью, лаской и вниманием. “Опасные” взрослые обращают внимание на неуверенных в себе, подавленных и одиноких детей. Никогда, даже в порыве самого сильного гнева, не указывайте ребенку на дверь.

– Это нормально постоять за себя, если кто-то силой принуждает ребенка к чему-либо. Это нормально кричать, кусаться и вырываться если чужой человек проявляет насилие в любой форме.

Лидия Пехтерева