В рамках гражданской кампании “Очистим свое лицо – улица Гончарова” продолжаем серию публикаций, рассказывающих об истории, архитектуре, людях, которые на ней жили… Первой жертвой автомобиля в Симбирске стал владелец магазина в Гостином дворе В.П. Нагашев. Это случилось 30 июля 1907 года близ арестантских рот на Александровской площади. Нагашев ехал в своей коляске в сторону Свияги, когда на выезде из города навстречу попался автомобиль. Лошадь, испуганная его шумом, понеслась и выбросила из экипажа седока. Со сломанной ногой он оказался в больнице, а машина скрылась с места «преступления», как написали бы в наши дни. Заботясь прежде всего о пешеходах и их безопасности, весной 1909 года губернатор Д.Н. Дубасов обратился в Городскую Управу с предложением разработать для Симбирска «Обязательное постановление об езде на велосипедах и автоматических экипажах и об установлении с них сбора в доход города». Дума собиралась недолго, и осенью Постановление и Правила увидели свет. Первые десять пунктов Постановления были общими для велосипедов и «автоматических экипажей». Так, параграф первый гласил, что правом езды по городу на данных средствах передвижения обладают лишь те лица, которые получили в Городской Управе установленного образца билеты и номерные знаки. Чтобы получить билет, водители должны были выдержать испытательный экзамен перед комиссией. Каждое средство передвижения должно было иметь исправный тормоз, сигнальный рожок и фонарь для ночных поездок И все же появление «стального, кожаного и хрустального» чуда техники сделало жизнь обывателя более интересной, не говоря уж о самих обладателях автомобилей. К их услугам в Петербурге начали издавать новомодные журналы «Автомобиль», «Автомобильная жизнь и спорт». «В крупных городах, где автомобилистов было много, создавались автомобильные общества, которые устраивали спортивные праздники и гонки. В 1910 году такой автомобильный пробег намечался между Саратовом и Симбирском. Состоялся он или нет, история умалчивает, зато доподлинно известно, что простое присутствие автомобиля на городском празднике «белого цветка» в Симбирске весной 1913 года (праздник организовало Симбирское отделение Всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом) обеспечило его успех. Когда во время празднования на Гончаровской улице, где под звуки военного оркестра велась бойкая торговля белыми цветками, появился взятый напрокат автомобиль, украшенный крупными бумажными ромашками, вокруг собралась огромная толпа, и торговля перекрыла все рекорды. Как известно, кружечные сборы 1912-1913 годов от продажи цветков-сувениров позволил Лиге построить в городе амбулаторию для людей, больных туберкулезом. Составитель экскурсовод Пидиксеева С.М. Рисунок. Автомобиль Форд. Начало XX века Автомобиль Форд. Фото. Начало XX века Город в ожидании автомобилей. Улица Большая Саратовская. Почтовая открытка. Начало XX века. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
![]() |
|
|
солдат
в начале ХХ-века
Аноним
Как стильно и благородно выглядит Большая Саратовская по сравнению с сегодняшней Гончаровкой
Ндааа…
Ага, без асфальта и бульвара – уникальный стиль)