Древность и сложность нашей истории и культуры можно прочувствовать на недавно открывшейся выставке «Образы России в музыке русских композиторов» в Историко-мемориальном центре-музее И.А. Гончарова.
Экспозиция из собрания Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки в Москве состоит из подлинников, что сейчас достаточно редкое явление. Известные столичные музеи предпочитают отправлять в провинцию копии по причине дороговизны выставочных проектов. А тут – автографы великих композиторов XIX – начала XX веков, эскизы к знаменитым операм выдающихся художников того же периода, уникальные фотографии и издания! Вызывают трепет уже сами имена представленных деятелей русской культуры: Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Иван Билибин, Константин Коровин и другие.
Как сказал на открытии выставки директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, советник министра культуры РФ Михаил Брызгалов, из столицы для экспозиции привезли 98 подлинных предметов из фонда музея. Они отражают события российской истории в лучших образцах творчества отечественных композиторов и художников XIX – начала XX веков. Многие экспонаты впервые покинули хранилище музея, чтобы приехать в Ульяновск.
Тайна двух композиторов
Трудно без волнения рассматривать уникальные авторские рукописи и прижизненные нотные издания композиторов. Здесь, например, «Коронационный марш» Петра Чайковского и его кантата «Москва», написанные в 1883 году к торжествам в связи с коронацией Александра III, Торжественная увертюра «1812 год», созданная к освящению храма Христа Спасителя.
Московские музейщики с гордостью демонстрируют на выставке свое недавнее открытие, связанное с этим композитором. Поводом для него стали две страницы, исписанные рукой Чайковского. Долгое время они считались его неизвестным сочинением для фортепиано. Но как удалось установить сотруднику музейного объединения им. М.И. Глинки Александру Комарову, который считается одним из ведущих чайковсковедов в России и в мире, на самом деле это фортепианное переложение Чайковского к опере «Гроза», написанной его коллегой Кашперовым, который вместе с Петром Ильичом был профессором Московской консерватории.
Кстати, о Василии Никитиче Кашперове. Этот композитор – наш земляк. Автор экспозиции Наталья Тартаковская, главный хранитель Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, готовя выставку для Ульяновска, сочла необходимым добавить в нее рассказ о нем.
Биография Кашперова весьма интересна. По словам Натальи Тартаковской, всю свою жизнь он соприкасался с известными композиторами. В юности учился в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Спустя несколько лет там же будет обучаться военному делу Модест Мусоргский. Как первому, так и второму будущим композиторам карьера военного не приглянулась: оба они эту школу бросили. У молодого Василия Никитича было много знакомых среди петербургских композиторов, в том числе Михаил Глинка. Именно он посоветовал ему, начинающему композитору, изучать теорию музыки у своего профессора в Берлине. И Кашперов так и поступил. А в 1866 году, когда открылась Московская консерватория и Николай Рубинштейн стал подбирать в нее педагогов, он пригласил и Кашперова, который к тому времени был известным преподавателем пения, создал собственную вокальную школу. Кашперову принадлежат оперы, романсы, музыка к пьесам Островского. Это, в частности, «Гроза», «Воевода», «Минин». Судя по тяготению к теме Волги, наш земляк никогда не забывал родину…
От парчи до лохмотьев
На выставке трудно пройти мимо живописных лохмотьев, в которых Федор Шаляпин пел партию Мельника в опере «Русалка» Александра Даргомыжского. Подтверждением тому служит размещенная рядом фотография, где певец снят в том же наряде в этой роли.
Вообще-то, великий артист любил роскошные сценические костюмы. В роли Великого инквизитора без брабантских кружев он отказывался выходить на сцену. Но, с другой стороны, известно, что когда Шаляпин должен был петь на императорской сцене Ивана Сусанина и ему принесли костюм из парчи и красные яловые сапоги, он сказал «нет» и попросил посконную рубаху и зипун, чтобы не отступать от исторической правды.
Две картины Михаила Нестерова из собрания выдающегося дирижера, композитора, педагога и страстного коллекционера Николая Голованова – «Отцы пустынники и жены непорочны» и «Святая Варвара» – служат выразительным дополнением к рукописям композитора Сергея Рахманинова. Представлен нотный отрывок из его «Всенощного бдения». Интересно, что повторение уменьшенного большого полотна «Отцы пустынники и жены непорочны» Нестеровым было создано специально для Голованова. Они были давние друзья и еще в детстве играли в четыре руки на фортепиано.
– Ноты поэмы для хора, солистов и оркестра «Колокола», написанной Рахманиновым на стихотворение Эдгара По в переводе Константина Бальмонта, – рассказывает Наталья Тартаковская, – гордость коллекции Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Они хранятся в его фондах чуть ли не с момента создания музея в 1912 году.
Что касается личности Сергея Рахманинова, то создатели экспозиции предлагают вниманию посетителей уникальный любительский документальный кинофильм, запечатлевший композитора, его родственников и друзей на даче в Клерфонтене под Парижем в 1929 году. Комментирует фильм по своим детским воспоминаниям сын Федора Шаляпина Борис.
Экспозиция до предела насыщена Историей России, она дышит ею, заражает чувством гордости за ее культуру, за ее гениальных представителей. В ней нет официоза, а есть искреннее чувство, которое органично передается тем, кто видит ее и внимает ей.
Остается добавить, что выставка «Образы России в музыке русских композиторов» организована в рамках договора о сотрудничестве, который был подписан в июне 2015 года на XVII Международном фестивале «Интермузей-2015» в Москве. Она побывала в таких городах России, как Астрахань, Сызрань, Грозный, Вольск, Саратов, Таганрог.