Накануне Радоницы корреспондент «МГ» решил узнать, в каком состоянии находится одно из старых городских кладбищ Ульяновска — Воскресенский некрополь. Его открыли в далеком 1874 году, но с 1972-го там больше не хоронят.
Некрополь на самом деле является объектом культурного наследия Ульяновска. Там можно изучать историю Симбирской губернии. Поэтому за кладбищем присматривает общество возрождения Воскресенского некрополя.
Прогулка по некрополю
С одним из организаторов этого общества, Семеном Васильевичем Кропачевым, мы встретились на территории кладбища. На улице дул пронизывающий ветер, помимо прочего падал мокрый снег. Из-за непогоды на кладбище никого не было. Блуждая мимо могил, Семен делился проблемами и некоторыми интересными фактами о некрополе.
– Мы занимаемся благоустройством кладбища, мест захоронения. Родственники дают согласие на это. Наше общество по возможности еще занимается реставрацией. Часто мы вынуждены заменять, например, железные кресты на каменные. Вопрос в долговечности, – рассказал волонтер. – Суть идеи проста: активисты ищут родственников, чтобы договориться с ними о благоустройстве могилы. Общественники получают согласие на снос старой ограды, далее старый металл сдают, а на вырученные деньги ставят новую. Как правило, многие соглашаются, но есть и те, кто отказывается от помощи. Мол, справимся своими силами.
– Есть еще люди, кто не забывает своих умерших родственников. Многие приходят и ухаживают за могилами, но большинство – заброшенные. Мы регистрируем, фотографируем, записываем, то есть отчетность ведем, выкладываем данные на сайте «skorbim.com». При помощи этой системы любой может найти своего умершего родственника, – делится Семен Кропачев.
Чаще всего люди откликаются после сообщений в СМИ о том, что общество Возрождения некрополя ищет родственников. Но некоторые и сами выходят на благотворителей. Кстати, данные об умерших искали жители Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, звонили даже из Канады.
Интересные могилы
Можно многое узнать из истории нашего города, изучая некрополь. Он является очень колоритным местом. Здесь есть могила купца, которого сбила одна из первых машин в городе. Кстати, несмотря на то, что тогда в губернии имелось лишь два автомобиля, настоящего виновника ДТП так и не нашли.
Также здесь находится могила няни нашего знаменитого земляка Владимира Ленина.
К слову, на территории кладбища ульяновские краеведы проводят экскурсии. Реальные истории из жизни людей, действительно, могут перенести слушателя в эпоху дореволюционного и послереволюционного Симбирска.
– Попасть на экскурсию может каждый. Обычно формируется запрос, определяется дата и собирается группа. Экскурсии проводятся бесплатно, но в этом году мы хотим начать собирать символическую сумму. Сейчас разрабатываем буклеты, в планах — поделить общую лекцию на три подтемы, — говорит Семен Кропачев.
Внучка симбирского врача
Одна из последних работ благотворительного проекта – установление памятной доски с изображением симбирского врача и общественного деятеля Ивана Матвеевича Сахарова. К слову, Семен сам нашел внучку Сахарова в интернете.
– Около шести лет назад она приезжала из Москвы по этому вопросу, но проблему так и не решила. Видимо, средств на тот момент не нашлось. Я её нашел через соцсеть — и вот, пожалуйста, дело сделано. Памятник Сахарову мы установили на прошлой неделе. Он умер в 1917-ом, то есть в этом году исполнится 100 лет со дня его смерти. По этому случаю хотим собраться с историками и врачами: нужно отметить его вклад в историю, – вспоминает волонтер.
Таким образом, общественники помогли многим родственникам умерших.
Будущее некрополя
Проблем на кладбище хватает. Если в начале некрополя могилы еще выглядят более менее ухоженными, то чем дальше мы проходили, тем сильнее менялась картина.
Деревьев на территории кладбища достаточно много, а ведь за ними тоже нужен уход. Некоторые ограды повреждены именно из-за упавших веток. Ко многим могилам из-за этого очень трудно пройти.
Активистов волнует и ситуация со старыми колонами, которые являются частью ограждения самого некрополя. Семен утверждает, что они находятся в аварийном состоянии и требуют реставрации.
Волонтеры негодуют по поводу отсутствия финансирования со стороны администрации города. Представители администрации не раз обещали помочь обществу, но реальных средств так никто и не выделил. Несмотря на это, общественники не собираются опускать руки. Ко Дню Победы волонтеры договорились провести очередной субботник на кладбище.
– Мы стараемся ничего не сносить, стараемся сохранить, реконструировать. Задумка состоит в том, чтобы создать здесь некий парк памяти, какой за рубежом популярен. У них там чисто и ухожено. Нам не помешал бы в этом случае зарубежный опыт, – делится планами Семен Кропачев.
Живые на кладбище
Неподалеку от некрополя стоят жилые дома. Семен говорит, что у некоторых жителей дорога на работу проложена через кладбище. Поэтому волонтеры не раз сталкивались с тем, что горожане выкидывают мусор на территории погоста. Но большие проблемы доставляют вандалы и воры.
Инцидент произошел в прошлом году. Было даже возбуждено уголовное дело по статье «Надругательство над местами захоронения умерших». Неизвестные разрисовали памятник «Братская могила участников ВОВ».
– Охраны как таковой здесь нет, но за счет меценатов на территории кладбища удалось установить несколько видеокамер, – сообщил волонтер.
Историческая справка
Городское кладбище (Симбирский некрополь, Воскресенский некрополь) находится в центре Ульяновска, на улице Карла Маркса. Оно образовано летом 1874 года на склоне Симбирской горы, рядом с дачей общества конноподгородских крестьян. Планировка кладбища предусматривала католические и лютеранские участки. В 1885 году территория некрополя была расширена: городская управа выкупила у общества крестьян еще 10 десятин.
В те годы здесь хоронили представителей городских сословий: мещан и купцов.
На кладбище располагалась часовня – каменное здание. После расширения были установлены разряды, а также выделен участок для бесплатных захоронений. На собранные средства в 1912 году была возведена церковь Воскресения.
После революции большинство старинных могил было ликвидировано, поверх них стали проводиться новые погребения. К 1932 году территория кладбища составляла 9 га. На протяжении небольшого периода в середине века некрополь назывался Новгородским (от словосочетания Новое городское). В 1950 году площадь его составляла 15 га. Кладбище было закрыто для погребений летом 1972 года.
Разнородный социальный состав Симбирска–Ульяновска представлен на этом Городском кладбище: трое глав епархии, глава города, белый генерал и красные комиссары, купцы и ветераны коммунистической партии, ученые, деятели культуры, военные, производственники, педагоги, врачи. В Симбирском некрополе можно найти могилы военнослужащих из эвакогоспиталей (мемориал и братская могила), летчиков ШВЛП, погибших в катастрофе в 1960 году, памятник «пяти эсерам», казненным в 1907 году, и «пяти комиссарам», расстрелянным белогвардейцами.
В числе известных захоронений Городского кладбища – могилы литераторов Д.И. и Д.Д. Минаевых, артистов К.З. Пузинского, В.Е. Брагина, Ю.А. Ершова, ученого-топонимиста В.А. Никонова, педагога В.В. Кашкадамовой, кинематографиста А.Ф. Шорина, общественного деятеля князя Баратаева, заслуженного врача республики Г.И. Сурова (именем которого названы две улицы), лучшего городского полицмейстера В.А. Пифиева, Саши Пушкина — прапраправнука великого поэта.
Сейчас площадь кладбища составляет 270 тысяч кв. м. Количество участков — 13 600, количество захоронений около 26 тысяч.
На кладбище пить нельзя
Православный праздник Радоница отмечается верующими на девятый день после Пасхи. В 2017 году он пришелся на 25 апреля.
– На Радоницу обычно берем с собой на кладбище куличи и конфеты, чтобы раздать людям с просьбой помянуть усопших. Сами никогда там не едим. Но как-то со знакомыми поехала на кладбище. Так вот они взяли с собой еду и спиртное. Рядом с могилой их родственника стоял маленький столик. Мои знакомые разложили еду и налили всем по 50 грамм. Я, конечно, не стала их переубеждать, но от еды и алкоголя отказалась, сославшись на плохое самочувствие. Мне как-то стало не по себе. Не понимаю, как можно есть на кладбище, – поделилась одна из жительниц Ульяновска.
Между тем Русская православная церковь не одобряет подобные действия. О том, как правильно вести себя в этот день, объяснил иеромонах Филарет (Кузьмин) — секретарь архиерейского совета Симбирской митрополии.
– Радоница – это особое время для поминовения усопших. Оно выпадает на девятый день после Пасхи. Первую неделю мы не совершаем заупокойных служб, а в этот день возобновляем служение панихиды и литии по почившим. Проводить этот день лучше всего в храме совместной молитвой о блаженной участи наших сродников. Затем можно посетить кладбища, прибрать могилы или помолиться там. Не стоит оставлять какой-то еды на могилах. Птиц можно кормить и в иных местах, а вот поделиться пищей можно и нужно в эти дни с теми, кто в этом нуждается. Мы как бы делаем благое дело от лица умершего. Категорически не следует употреблять алкоголь на местах захоронений – вот это, действительно, дурная традиция, появившаяся в советское время. Во время Пасхи мы торжествуем победу Христа над смертью, эту победу с Ним делим все мы. Христиане верят в воскресение мертвых, поэтому скорбь не должна брать верх над этим догматом. Да, мы проникаемся грустью по близким нам людям, это естественно, но было бы хорошо, если бы эта грусть становилась мотивацией к добрым поступкам в память об усопших, к молитве за них воскресшему Господу, который любовью покрывает всех нас, живых и мертвых.
Анна СОКОЛОВА