По сравнению с 2010 годом число туристов, приезжающих в Ульяновскую область, увеличилось в четыре раза. Количество туристических ночевок в различных гостиницах региона в прошлом году стало больше на 22 процента – в сопоставлении с 2015 годом. В 2017 году ожидается, что этот показатель достигнет цифры 1,5 миллиона.

– Учитывая, что в нашей области всего около 1 миллиона 200 тысяч жителей, то полтора миллиона ночевок туристов – хороший показатель, – считает директор областного Агентства по туризму Юлия Скоромолова.

Она сообщила эти любопытные цифры во время Межрегиональной выставки-ярмарки «Отдых на Волге», состоявшейся на прошлой неделе в Ульяновске. В выставке приняли участие более 60 экспертов и представителей турсферы из Самары, Мордовии, Чувашии, Казани и других субъектов ПФО. Центральным событием «Отдыха на Волге» стало специальное пленарное заседание, на котором обсуждались ключевые вопросы туризма.

Можно ли сравнивать Алтай и Ульяновск?
– Одна из сложностей заключается в том, что в разных регионах туристическая отрасль «прикреплена» к различных властным структурам и направлениям – где-то к спорту, где-то к культуре. В итоге и туризм понимается совершенно по-разному. Далеко не все осознают, что это реальная отрасль экономики, которая может приносить деньги в бюджет, – отмечает гендиректор известного федерального журнала «Отдых в России» Антон Семенов.

Именно этот журнал в свое время инициировал составление национального туристического рейтинга.

– Мы взяли такие объективные показатели, как число приезжающих, количество ночевок, объемы оказанных услуг. И сравнили регионы России по этим показателям. Реакция на рейтинг оказалась очень бурной – в том числе со стороны местных властей. Но именно рейтинг позволил увидеть конкретные проблемы и обсудить их на всероссийском уровне, – отмечает эксперт.

Кстати, ситуация в Ульяновске – хорошее подтверждение наблюдений, озвученных Семеновым.

– Долгое время турсфера нашего региона находилась в подчинении Министерству искусства и культурной политики. Это накладывало определенные ограничения – и в административном, и в финансовом плане. Сейчас принято решение о переподчинении Агентства по туризму непосредственно администрации Губернатора, что позволит на ином уровне координировать разные виды туризма – сельского, детского, познавательного и других, – уверяет Скоромолова.

Что касается национального туристического рейтинга, то положение Ульяновской области не слишком впечатляет – мы где-то «в середничках».

– Если несколько лет назад такая оценка нас могла удовлетворить, то теперь это далеко не так, – комментирует руководитель областного Агентства по туризму. – На мой взгляд, нужно ранжировать регионы не в абсолютных показателях, а в относительных. К примеру, возьмем Ульяновскую область и Алтайский край: очевидно, что численность этих субъектов и площадь территорий не сопоставима. Отсюда цифры: так, в 2016 году число туристических ночевок в Алтайском крае – 3,5 миллиона на 2,3 миллиона жителей. В Ульяновске: 1,3 миллиона на 1,2 жителей. По другим показателям подобная же картина.

По ее мнению, нужно использовать относительную шкалу критериев, что позволит сравнивать разные по параметрам субъекты.

Не Лениным единым…
Интересно и другое начинание журнала «Отдых в России». Эксперты собрали 1 тысячу региональных туристических брендов, затем произвели отбор и опрос населения.

– Мы попытались выяснить, насколько узнаваем тот или иной бренд, связывают ли его с конкретной территорией и т.п. Итоги исследования во многом были для нас неожиданны. К примеру, тульский пряник в рейтинге брендов оказался популярнее, чем ВДНХ и Красная площадь в Москве. Вообще, гастрономические бренды сейчас очень востребованы, – констатирует Антон Семенов.

В то же время большинство региональных брендов совершенно неизвестны на федеральном уровне. Так, если слоган «Ульяновск – родина Ленина» вполне узнаваем, то остальные бренды нашего региона, которые активно продвигаются в последние годы, такой популярностью не обладают.

– Ульяновская область предлагает целый портфель брендов: это и авиационная столица, и музей СССР, и «Красный маршрут», и родина талантов, и родина Колобка и так далее, – напоминает руководитель областного Агентства по туризму.

В ответ на это столичный эксперт отметил, что есть необходимость в поиске новых смыслов.

– Ульяновск действительно родина Ленина, и этот бренд устоялся за вашим регионом. Но, вероятно, стоит поискать и новые направления. Например, можно провести опрос креативной молодежи Ульяновска, каким они видят город и регион в будущем, с какими смыслами они связывают свою территорию. Затем нужно выбрать один-два объединяющих туристических бренда и продвигать именно их, не распылятся на многие, – считает Антон Семенов.

Чего хотят китайцы?
Что касается «Красного маршрута», то по этому поводу высказала ряд ценных замечаний гостья из Китая Чжоу Лицзинь – коммерческий директор туроператорской компании «Магия солнца».

– Прежде чем планировать какой-либо турмаршрут, нужно внимательно изучить спрос – то есть выяснить, чего именно хотят сами китайские туристы. Я впервые приехала в Ульяновскую область только вчера и с удивлением узнала, что здесь есть прекрасные санатории, хорошие университеты. До этого мне было известно только то, что у вас есть музей Ленина, – говорит Лицзинь.

По ее словам, цели и потребности у туристов из Китая – самые разные. Если основывать «Красный маршрут» только на интересе к Ленину, то вряд ли можно добиться успеха и большого потока гостей из Поднебесной.

– Также нужно понимать, что развитие «Красного маршрута» – это дело не одного дня и даже не одного года. Поток будет нарастать постепенно. И чем больше привлекательных направлений, тем лучше. К примеру, очень хорошо, что планируется организовать прямой рейс в Ульяновск из Китая. Неплохо было бы создать «сетку» речных круизов в соседние города – Самару или Казань. Китайцы очень любят путешествовать по рекам, и им нравится Волга. Хорошее направление – образовательный туризм. И, конечно, гостей из Поднебесной интересует здоровье и санаторное лечение, – перечисляет коммерческий директор «Магии солнца».

Кроме того, собравшиеся обсудили и другие связанные с туризмом проблемы: говорили о необходимости классифицировать «места размещения» (звездность гостиниц). Пока в Ульяновске из более чем 120 «мест размещения» классифицировано только семь. Дискутировали и об успешных примерах туристических проектов. В частности, гости из Самары рассказали об образовательных турпоездках «Вагон знаний».

Евгений Нувитов