Антон Шабалкин, ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области
22 апреля исполнилось полвека со дня открытия в сквере на улице 12 сентября памятника Илье Николаевичу Ульянову (1831-1886). Подходящий повод вспомнить, как увековечена в Ульяновске его память.


Фото

Даже если бы Илья Николаевич не был отцом Ленина, его имя все равно было бы вписано золотыми буквами в историю. Ведь заслуги И.Н. Ульянова на ниве просвещения не поддаются никакому сравнению ни с предшественниками, ни с преемниками. С 1869 года инспектор, а с 1874 года директор народных училищ Симбирской губернии, он количественно и качественно развил сеть учебных заведений и существенно поднял уровень преподавания, личным примером воспитал команду учителей-единомышленников, которые и десятилетия спустя гордо именовались «ульяновцами».

Илья Николаевич скончался в своем кабинете дома на Московской улице вечером 12 (24) января 1886 года. Его кончина вызвала широкий резонанс. На отпевании в Богоявленской церкви присутствовал губернатор Николай Павлович Долгово-Сабуров. На заседании Симбирской городской думы гласный Александр Иванович Алатырцев говорил: «Педагогическая деятельность Ильи Николаевича известна всей России, а тем более городу Симбирску…». В некрологах подчеркивалось, что покойный наладил народное образование «едва ли не лучше, чем оно поставлено в других местностях России». В изданном в 1888 году в Санкт-Петербурге «Азбучном указателе имен русских деятелей, имеющих быть помещенными в «Биографический словарь», издаваемый Императорским Русским историческим обществом», напечатана краткая биографическая справка об И.Н. Ульянове.

Илья Николаевич с почестями был погребен близ южной стены кладбища Покровского мужского монастыря. На могиле установили памятник в виде аналоя с раскрытым Евангелием. Надгробная надпись гласила: «Здесь покоится прах Ильи Николаевича Ульянова/ родился 14 июля 1831 года/скончался 12 января 1886 года./ От детей и сослуживцев».

В 1926 году кладбище было закрыто, а спустя 11 лет захоронения сровняли с землей. От старейшего симбирского некрополя уцелела лишь могила И.Н. Ульянова, но у памятника был отломан металлический крест. И традиционное для дореволюционного погребения надгробие стало трактоваться как памятник педагогу: «Книга — источник знаний». А 27 марта 1940 года горисполком поддержал отвод территории кладбища для «площадки под жилищное строительство заводу тонкостенных трубок Главцветметобработки». Правда, с оговоркой, что «учитывая …нахождение на отводимой площадке могилы отца В.И. ЛЕНИНА, Ильи Николаевича УЛЬЯНОВА — обязать Главцветметобработку генеральный план застройки согласовать с Центральным музеем В.И. ЛЕНИНА и Гипрогором». Разумеется, центр своего согласия не дал. Так наличие могилы отца В.И. Ленина не дало превратить кладбище в стройплощадку.

В победном 1945 году здесь разбили сад имени И.Н. Ульянова. А вскоре родилась идея возвести над могилой педагога нечто вроде мавзолея. Осенью 1954 года областная архитектурная комиссия под председательством главного архитектора Ульяновской области Евгения Ивановича Голенко рассмотрела любопытный проект архитекторов Л.Ф. Гришановой и других. Сами чертежи были вычерчены еще в 1949-1950 годах, когда территорию сада-сквера облагораживали и обносили чугунной оградой.

Предполагалось соорудить над могилой павильон высотой 4,66 метра с дюжиной колонн. Он должен был иметь классические формы (дорический орден) и гранитную облицовку. Сохранилось несколько вариантов проектов. На одних — только крыша на колоннах, на других — павильон со стенами, украшенными барельефами. Сама могила с оградой сохранялась бережно, без изменений, более того, планировалось восстановить утраченные металлические детали «на основании фотографии, имеющейся в Доме-музее В.И. Ленина». Было рекомендовано утвердить проект при условии согласования с Центральным музеем имени В.И. Ленина. Скорее всего, ульяновцам опять рекомендовали не искажать исторический облик могилы. Не исключено и банальное отсутствие средств на строительство из «естественного камня». Поэтому ограничились благоустройством прилегающей территории. А крест, несколько отличающийся от первоначального, восстановили на надгробии лишь 2 июня 1999 года.

22 декабря 1955 года Ульяновский горсовет обсуждал вопрос «О состоянии исторических памятников г. Ульяновска». 16-м пунктом значилось: «решить вопрос об установлении в г. Ульяновске памятника И.Н. Ульянову, приурочив его открытие к 125-й годовщине со дня рождения И.Н. Ульянова (26 июля 1956 года)».

Мы сейчас привыкли, что новые (часто безобразные) памятники в городах устанавливаются по спонтанному желанию властей или излишне инициативных групп граждан, а в 1950-е годы такие вопросы необходимо было согласовывать с Москвой. 7 февраля 1956 года в Ульяновск пришел ответ:

«Министерство культуры РСФСР сообщает, что памятники сооружаются только по решению Совета Министров СССР или Совета Министров РСФСР.

При отсутствии такого решения о сооружении надгробия на могиле И.Н. Ульянова.

Стоимость проектирования и сооружения надгробия не должна превышать 50 тыс. рублей. Эти расходы производятся за счет местного бюджета».

К весне все вопросы удалось утрясти. Совет министров РСФСР ассигновал необходимую сумму. Авторами проекта монумента стали скульптор Матвей Генрихович Манизер и архитектор Игорь Евгеньевич Рожин. Оба — выдающиеся мастера своего дела, лауреаты Сталинских премий. М.Г. Манизер был уже хорошо знаком ульяновцам по прекрасному памятнику В.И. Ленина на главной площади города. А архитектор И.Е. Рожин прославился проектированием ряда станций Московского метро и стадиона в Лужниках.

«Ульяновская правда» писала: «3 апреля состоялось заседание комиссии Ульяновского облисполкома с участием представителей городских партийных и советских организаций и местного отделения Союза художников СССР, посвященное обсуждению проекта памятника. Комиссия заслушала сообщение автора проекта — народного художника СССР академика Матвея Генриховича Манизера. Комиссия рассмотрела и одобрила представленный проект.

Памятник будет представлять собой бронзовый бюст, установленный на пьедестале из красного гранита. У подножия пьедестала — фигура крестьянского мальчика — ученика народной школы. Высота памятника составит пять с половиной метров.
— В сооружаемом памятнике, — заявил академик Манизер, — мне хотелось отобразить живую связь Ильи Николаевича Ульянова с народом, его близость к нему».

21 апреля решено было «площадку перед памятником… не изолировать… от сквера оградой, а решать ее как часть сквера» в створе улицы Карла Либкнехта. Последнюю планировалось расширить, а деревья на месте будущего памятника пересадить (а не спилить!). Намечалось открыть новый монумент 26 июля 1956 года — в 125-ю годовщину со дня рождения И.Н. Ульянова.

Продолжение следует…