Никольская гора давно стала визитной карточкой Сурского района и всей Ульяновской области. Именно сюда почти полтысячалетия стекаются десятки тысяч паломников почтить имя Николая Чудотворца. Особенно людно здесь на сами праздники Николы вешнего и Николы зимнего.А начиналась история в далёком 1552году, когда на этой горе, тогда называемой Белой, находился сторожевой дозор Промзина городища. Однажды стражники увидели на противоположном берегу внушительный отряд кубанских татар, собирающихся переправиться через реку и разгромить заставу. Однако время шло, а переправляться кубанцы как будто боялись. Тогда к ним в стан был отправлен лазутчик, чтобы понять, что с ними происходит. Татары указали на гору, на которой стоял старик, озаренный светом, держащий в правой руке меч, а в левой православный храм. Рядом находился воин с огненным лицом, на белом коне, с копьем в руке. Столь удивительное явление было истолковано татарами как дурной для них знак, предупреждающий их о поражении и смерти, и развернув свои войска, они быстро отправились восвояси. Вернувшийся русский воин поведал о произошедшем поселенцам, которые незамедлительно направились на Белую гору. Он ехал на коне, а остальные шли за ним. На самой вершине конь споткнулся и встал на колени. Попытки поставить коня на ноги ни к чему не привели. Воин спешился и увидел, что конь стоит на коленях перед наполовину засыпанной иконой Николая Чудотворца. Икона была тут же откопана и принята народом с большим благоговением.
В дальнейшем Белую гору стали называть Николиной горой, которая многие столетия стала центром паломничества. На месте обретения иконы была построена часовня, а позднее реликвия хранилась в Никольском Городищенском женском монастыре, находящемся в километре от горы. В советское время, в 1932 году, икону изъяли, и она пропала в неизвестном направлении, часовню и храмы порушили. Попытались даже срыть и саму гору, но трактор не удержался на вершине, и, чудом зацепившись за дерево, повис над крутым склоном. Больше гору трогать не стали, а местное население еще более укрепилось в Вере. И эта Вера и поныне ведет тысячи паломников на вершину Никольской горы.
Я очень люблю это место, особенно осенью, и особенно на рассвете. Когда выходящее над присурскими лесами солнце освещает окрестности. С горы открывается поистине фантастический вид: многоцветные осенние леса буквально проявляются через неравномерную пелену тумана, а у подножия, холодными быстрыми водами сияет величественная река Сура. Такую красоту сложно еще где-нибудь увидеть. Это красота Веры и Природы в одном месте.