Генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин дал большое интервью корреспонденту ulbusiness.ru Андрею Белову.
— Давайте начнём с итогов 2016 года. Он был успешным для Корпорации развития Ульяновской области? Вы довольны своей работой?
— Правительство области устанавливает для нас ключевые показатели эффективности, среди прочих, привлечь не менее восьми крупных инвестпроектов в год. В 2016 году успешно завершилась реализация 10 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 19,8 миллиардов рублей, в результате создано 1,5 тысячи новых рабочих мест для жителей региона. На стройплощадку в прошлом году вышли шесть инвесторов с общим объемом инвестиций в 1,5 миллиарда рублей. Всего в 2016 году нам удалось привлечь 27 инвесторов с проектами на общую сумму 134,7 миллиардов.
— Звучит солидно.
— Да, но работу оцениваю на три с половиной.
— Почему? Цифры неплохие.
— Неудовлетворённость есть по причине того, что новые проекты, которые пришли, хоть и крупные, и направлены на импортозамещение, но не все высокотехнологичные. Может, мы немного избаловались за последние годы, ведь ранее привлекли такие известные бренды, как Bridgestone, Nemak, Schaeffler, DMG MORI… В 2016 году брендовых проектов, кроме Legrand с проектом завода по производству низковольтного коммутационного электрооборудования с объемом инвестиций в 1 миллиард рублей, не было. Однако положительный момент в том, что к нам идет российский средний бизнес, это значит, что он развивается. Конечно, у российских компаний больше сложностей при реализации проектов, в частности есть проблема с получением доступа к финансовым ресурсам, поэтому скорость их реализации немного затянется, будет не такой высокой как, например, в своё время у Schaeffler, который построился всего за один год… Но, тем не менее, мы получим в ближайшем будущем новые отечественные предприятия и решим проблему импортозамещения.
— Корпорация работает с января 2009 года. Есть сводные итоговые цифры за все прошедшие годы?
— За восемь с лишним лет нашей работы реализовано более 50 инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 100 миллиардов рублей, где создано около 10 тысяч новых рабочих мест.
— Вспомните самые первые значимые проекты тех лет.
— Они зашли даже раньше, чем Корпорация начала свою работу в январе 2009-го. Это гипермаркет Metro в Ульяновске и завод Quarzwerke по производству обогащенного кварцевого песка для стекольной промышленности в Сенгилеевском районе.
— Гордость Корпорации развития?
— Среди основных проектов, которыми мы гордимся: Mars, Bridgestone, Nemak, Schaeffler, DMG MORI, Takata. Ещё — Ульяновский нанотехнологический центр. Кстати, частные девелоперы удивлялись, что госкорпорация сумела его построить дешевле по стоимости за квадратный метр, чем частный бизнес. Наноцентр сейчас весь заполнен. И, конечно же, пивоваренныйзавод SABMiller, ныне — Efes. Может, он не так привлекателен с точки зрения выпускаемой продукции, но очень эффективен с точки зрения пополнения бюджета за счет уплачиваемых налогов. И отмечу также отель Hilton в центре Ульяновска.
— Импортозамещение — модное слово. Назовите один из примеров в этой сфере, который будет у нас приземлён в области.
— Недавно встречался с российской компанией «Волга-Лакта», производителем ферментов для молочной промышленности. Удивительно, но выяснилось, что с середины 90-х годов они импортируются, а заводов, производящих эти ферменты, в России не осталось. Мы восполним этот пробел. «Волга-Лакта» нацелена на замещение импорта, создаст на территории индустриального парка «Заволжье» производство пищевых заквасок, аналоги которых в настоящее время завозятся к нам из-за рубежа. Объем инвестиций — 400 миллионов рублей.
— Сложнее привлечь инвесторов в Димитровград, Новоспасское или Инзу, чем в уже раскрученную промзону «Заволжье»?
— Да. Причин несколько. Концентрация ресурсов в крупных городах выше. Если брать нашу область, то понятно, что кадры, вузы, бизнес-партнёры, сконцентрированы в Ульяновске. Есть стереотип: больше город — больше возможностей, хотя, например, тот же Димитровград имеет отличных высококвалифицированных специалистов в разных сферах. Он недавно получил статус ТОСЭР, есть теперь и возможность создания инфраструктуры. Ещё одна причина — деловая и социальная среда. Аэропорты у нас рядом с Ульяновском, а в Новоспасское ещё нужно доехать. Для крупных компаний, особенно иностранных, это очень серьёзный фактор. Наличие медицинских и социальных учреждений, да и просто банальная сфера досуга, тоже крайне важны. Инвесторы спрашивают, не поверите, есть ли в городе театр, где, какой… И если Димитровград выглядит в этом плане неплохо, то Инза уже, сами понимаете. Тем не менее, работа по развитию муниципальных образований ведётся, и у нас в планах – создание небольших индустриальных парков в каждом районе области.
— Кстати, недавно видел, как в одном из клубов на улице Гончарова несколько японцев с завода Bridgestone развлекались под каверы «Короля и Шута».
— Вот! Досуг для инвесторов важен. В тему тоже вспомнил один случай. Десять лет назад я поехал на форум в Калугу, сейчас он называется «АвтоЭволюция». Это форум по развитию автомобилестроения и производства автокомпонентов в России, проводится ежегодно при поддержке правительства Калужской области. Была встреча с японской компанией Komatsu, ведущим производителем строительной техники. Мы пытались их «завербовать» к нам в Ульяновскую область. И вот один из японцев спросил не о промплощадках или налогах, а том, есть ли у нас в Ульяновске… опера. Мол, мы, японцы, любим оперу. Komatsu, кстати, ушла в Ярославль в итоге. Возвращаясь к теме, да, ещё сложнее привлекать инвесторов на площадки муниципальных образований. Но есть в муниципалитетах и свои плюсы. Пример? Близость к источникам сырья. Для компании, которая приходит к нам перерабатывать строительные или стекольные пески, мел, важна не столица региона, а близость к месторождениям. Иногда со многими ресурсами в райцентрах не хуже, а лучше, чем в Ульяновске. Ещё пример. Это сейчас вопрос по газу практически решён, а буквально три года назад мы в промзоне «Заволжье» каждый кубометр газа для инвесторов ездили согласовывать в Самару! ГРС были перегружены, лимиты по ним не выдавались, приходилось бороться за каждый куб. Сейчас попроще. Взять Теренгульский район, там были построены новые ГРС и проблем, подобных ульяновской, уже сразу было меньше.
— Мой любимый вопрос. Как вы относитесь к критике появления в области практически любого инвестпроекта? Новости с этого фронта и широко рекламируемые налоговые льготы резидентам многими ульяновцами до сих пор воспринимаются в штыки. Из последних — ветропарк Fortum в Красном Яре.
— Отвечу цифрами. На 1 рубль бюджетных вложений в инфраструктуру парка «Заволжье» приходится 32,4 рубля инвестиций резидентов и 10,7 рублей налоговых платежей в региональный бюджет, уточню, суммарным накопленным итогом с момента создания индустриального парка. С 2009 по 2016 годы резидентами парка перечислено без учета налоговых льгот 11,7 миллиардов рублей налоговых отчислений в бюджет Ульяновской области, что многократно превысило государственные средства, вложенные в создание инфраструктуры за Волгой. Ещё по налоговым льготам. Льгота — это же не выплата инвесторам из бюджета Ульяновской области, это и не уплата ими части налогов. В России, знаю, до 90% регионов предоставляют льготы, и если бы мы не заявляли подобное, то инвесторы могли бы к нам и не прийти. В итоге не было бы вообще никаких налоговых поступлений и рабочих мест, что в этом хорошего, не пойму? Наши льготы — срочные, предоставляются для приоритетных инвестпроектов на пять лет, для особо значимых — на 15. Тот же завод Efes уже давно платит все налоги полностью, а ведь это не простое предприятие, а то, которое платит ещё и акцизы. У многих особо значимых проектов половина срока уже закончилась. После выхода на полную заявленную мощность проекты начинают отдавать ещё больше налогов, это тоже нужно знать и учитывать.
— Теперь по ветропарку Fortum.
— Столько критики прочитал… Разворуют бюджетные деньги, зачем нам это нужно за бюджетные деньги… Бюджетные средства в проект не вкладываются вообще. Средства, которые Корпорация тратит на ветромониторинг, возмещаются за счет продажи этих исследований по их окончании инвестору, в данном случае Fortum. Таким образом даже затраты на ветромониторинг для области — возвратные. 65 миллионов евро инвестиций — это деньги Fortum. Идём дальше. Период окупаемости ветряков в России — 7-8 лет, компания после этого будет продавать электроэнергию и зарабатывать на этом. В бюджет региона она платит налог на прибыль, налог на имущество, для области этот проект будет хорошим вкладом в ВРП. Пока проект не окупится, тариф растворяется в «общем котле», это не бесплатная электроэнергия, но потом она становится условно бесплатной. Окупаемость проекта обеспечат повышенные выплаты с оптового энергорынка. Тратится после нужно будет только на сервисное обслуживание ветряков, что, кстати, создаёт целую отрасль у нас в регионе, раньше ведь этим не занимались. Появятся свои специалисты, новые рабочие места, подключатся вузы. Кроме того, правительство Ульяновской области сейчас активно работает над созданием производственного кластера для ветроэнергетических установок на территории региона. Вендорами был проведен аудит возможных производственных площадок и уже согласована площадка завода «АэроКомпозит-Ульяновск», как лучшее производство в России для лопастей. Также определены предприятия в регионе для выпуска башен ветрогенераторов, силовой электроники (конверторов) и трансформаторов. В долгосрочной перспективе ветропарк в Красном Яре даст, надеюсь, снижение тарифов на электроэнергию. В настоящее время идёт стройка. К концу 2017 года планируется завершить строительство этого первого в России ветропарка общей мощностью 35 МВт. 14 ветрогенераторов дадут энергию в общую сеть.
— Ульяновцы спорят по поводу силы ветра в нашей области, хватит ли для работы ветряков?
— Не хватало бы ветра, если выражаться по-простому, Fortum не начал бы тут строить ветропарк. Ветер в России примерно одинаковый везде, кроме морского побережья. Ульяновск достаточно конкурентен в этой сфере, поэтому отрасль тут может развиваться. Мы сейчас ещё в трёх местах проводим ветромониторинг — в Николаевском и Карсунском районах и в Новоульяновске. Хотелось бы, чтобы в этих районах тоже построили такие ветропарки как в Красном Яре.
— С этим разобрались. Вопросы более приземлённые теперь. Как Корпорация развития ищет инвесторов, в каких именно сферах? Акцент делается на привычное региону авиастроение, автопром и станкостроение или ваши сотрудники «забрасывают» сеть куда только можно, лишь бы что-то «попалось»?
Ответы на эти вопросы, а также рассказ Сергея Васина о санкциях, отношениях с США, переводчиках Корпорации развития, новом китайском цементном заводе и проекте IKEA в Ульяновске читайте 11 мая.
Андрей Белов
Аноним
Кластеры кластеры кластеры
да это не российский бизнес, это освоение ворованных денег
…..Однако положительный момент в том, что к нам идет российский средний бизнес,……
Аноним
парку дадут льготы, как неипично социально значимому. пусть прямую госпомощь не получат, так льготами косвенную госпомощь получат.
вечно вам все нравится
не строят наши производства -а где наше производство кококо ,строят это не бизнес ,а освоение ворованных денег-пускай иностранцы заводы строят
Вот что официально заявили
https://meduza.io/shapito/2017/05/10/v-postanovlenii-gubernatora-ulyanovskoy-oblasti-nashli-orfograficheskuyu-oshibku-v-slove-vranie
.
слова песни Аквариум – Поезд в огне
Полковник Васин приехал на фронт
Со своей молодой женой.
Полковник Васин созвал свой полк
И сказал им – пойдем домой;
Мы ведем войну уже семьдесят лет,
Нас учили, что жизнь – это бой,
Но по новым данным разведки,
Мы воевали сами с собой.
Я видел генералов,
Они пьют и едят нашу смерть,
Их дети сходят с ума оттого,
Что им нечего больше хотеть.
А земля лежит в ржавчине,
Церкви смешали с золой;
И если мы хотим, чтобы было куда вернуться,
Время вернуться домой.
Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать.
Этот поезд в огне,
И нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе.
Она умрет, если будет ничьей.
Пора вернуть эту землю себе.
А кругом горят факелы –
Это сбор всех погибших частей;
И люди, стрелявшие в наших отцов,
Строят планы на наших детей.
Нас рожали под звуки маршей,
Нас пугали тюрьмой.
Но хватит ползать на брюхе:
Мы уже возвратились домой.
Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать.
Этот поезд в огне,
И нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе.
Она умрет, если будет ничьей.
Пора вернуть эту землю себе.
Человек с улицы
Как недавно сказал БГ на одном из своих концертов: «Этот поезд давно сгорел!»…
Аноним
скучно
Аноним
))) конечно не вкладываются))) так как это будет частная лавочка и цены устанавливать они будут сами)))