По мнению председателя Общественного совета по профилактике коррупции при администрации Ульяновска, победить взяточничество и злоупотребление служебным положением можно лишь привлечением к проблеме общества в целом и организуя борьбу с коррупцией на научной основе.

— Анатолий Евгеньевич, по-вашему мнению, какие задачи сегодня стоят перед районными Советами по профилактике коррупции? И какую поддержку им может оказать городской Совет, возглавляемый Вами?

— В целом задача здесь одна, что называется, на всех, определена и федеральным законодательством в этой части, и Национальным планом по противодействию коррупции, и соответствующими документами в региональном законодательстве. Речь идет о максимальном вовлечении людей, общества, населения в целом в создание атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям различного рода не только на государственной и муниципальной службе, но и в быту, на предприятиях, организациях. Чем больше людей будет вовлечено в эту работу, тем быстрее нам удастся изменить такое психологическое отношение населения к этой проблеме. Тем более что Россия по индексу восприятия коррупции занимает примерно 120 место в мире и входит в группу самых коррумпированных стран.

— Завершилась очередная «Неделя антикоррупционных инициатив». В этот раз она была посвящена вопросам предпринимательства. Какие первые шаги Вы видите в налаживании отношений власти и бизнеса?

— Мы имеем не очень хорошую картину по многим социально-экономическим показателям, в том числе по обороту розничной торговли, реальным денежным доходам населения, инвестициям и многим другим. Предпринимательство должно в этих условиях стать неким фактором, во-первых, стабилизирующим ситуацию, а во-вторых, двигающим ее к лучшему. Важно уйти от доминирования малого бизнеса в торговле к приоритету малого бизнеса в инновациях. Здесь большую роль играет предоставление различных форм государственной поддержки для такой переориентации малого бизнеса. Могут возникнуть различные моменты, в том числе и коррупционной направленности, поскольку распределяются бюджетные деньги. Поэтому наша задача — все конкурсы, формы государственной и муниципальной поддержки, которые у нас имеются, сделать максимально открытыми. Чтобы мы уходили от этих барьеров недоверия между бизнесом, обществом и властью. Задача — не хватать за руку, а совершенствовать сами процедуры оказания государственных и муниципальных услуг, функций, работы органов местного самоуправления, повышение ответственности чиновников за направление работы. На прошедшем заседании Совета, в прошлую среду, был рассмотрен вопрос по одному из таких адресов: Гончарова, 2. Ряд крупных предпринимателей не платят арендную плату, а расходы за коммунальные услуги разносятся на всех жильцов. Еще они не пускают посмотреть, как подключена проводка, электрические сети, газовые баллоны. Конкретный факт вскрыл достаточно серьезное упущение в работе комитетов по ЖКХ, предпринимательству и других структур. Сейчас к этому мы привлекли внимание городской администрации, чтобы там что-нибудь не рвануло, как в Перми или Пензе.

— Вы являлись инициатором создания проектного офиса по сопровождению антикоррупционной деятельности на базе опорного вуза региона -УлГУ. С какими задачами предстоит справиться новой организации?

— Речь идет о том, чтобы на базе университета совместно с органами местного самоуправления создать на основе принципов проектного управления подобные структуры. Они могут называться по-разному: базовыми кафедрами, учебно-методическими центрами или как-то еще. Но суть их от этого не меняется — оказание интеллектуальной, экспертной, аналитической, информационной, консультационной, образовательной и других видов поддержки социально-экономического развития муниципальных образований. В том числе привлекая преподавателей, студентов, магистрантов и, конечно, самих жителей для решения проблем, которые у них имеются. На сегодня создана базовая кафедра нашего университета, кстати, первая в стране в Законодательном Собрании области. Я был одним из инициаторов ее создания. Называется она «Основы российского парламентаризма». Ее деятельность будет связана с тем, чтобы повысить уровень квалификации людей, которые пришли сейчас в качестве депутатов, помощников депутатов. Второй проект у нас будет после майских праздников. Будет подписано подобное соглашение по проектному офису «Формирование и развитие человеческого капитала» в Кузоватовском районе. Мы договорились с главой администрации Александром Вильчиком, и, скорее всего, одновременно будет проведено заседание Совета по развитию человеческого капитала под председательством зампреда областного Правительства Екатерины Убы. В середине мая мы выходим на подписание соглашения о партнерстве, создаем учебно-методический центр с государственной корпорацией по развитию интернет-технологий для подготовки операторов многофункциональных центров во всех муниципальных образованиях. Работа там сложная, требуются хорошие законодательные знания. Поэтому операторов МФЦ нужно активно готовить в этом направлении. Подобные проектные инициативы были подписаны ректором университета совместно с уполномоченным о создании проектного офиса по экспертно-аналитической поддержке антикоррупционной деятельности. Подобной работой мы хотим охватить весь регион, чтобы максимально и университет соответствовал своему статусу, и потенциал университета использовать на развитие региона.

— В чем Вы видите перспективы развития антикоррупционной политики со стороны городской администрации? На что чиновникам следует обратить свое внимание?

— Во-первых, я бы рекомендовал проводить не только операции на данные ГКО-аналитиков, мониторинги коррупционных проявлений, оценки населения, но и свой мониторинг. Во-вторых, я считаю, нужна более системная работа по повышению квалификации муниципальных служащих в этой области. В том числе задействовать аппарат уполномоченного. Мне кажется, настало время ухода от отдельных мероприятий к более серьезной программе в этом направлении. В-третьих, я считаю, правильно, когда возникают вопросы в обществе в виде откликов на различные сообщения в СМИ, на сайтах. Чтобы у населения не складывалось ощущения, что Интернет бурлит фактами коррупционной направленности, а чиновники не принимают никаких мер. Они на самом деле принимают меры, но необходимо более широкое освещение всей этой деятельности и вступление в диалог с населением, показывающий, что здесь вы правы, спасибо за вашу поддержку, что обращаете внимание на те или иные недостатки, а здесь нет, и почему. Можно предложить городской администрации создать определенный центр, который бы критически разбирал замечания в СМИ, и потом, допустим, раз в две недели собирал на пресс-конференцию журналистов, отвечал на все вопросы, которые, в том числе анонимно, граждане выставляют на сайт с теми или иными претензиями о качестве работы.

— А что касается деятельности Совета, каким образом Вы взаимодействуете с правоохранительными органами и институтами гражданского общества?

— На заседание Совета приглашаются представители всех правоохранительных структур: ФСБ, прокуратуры и МВД. Все присутствующие на совете имеют возможность задать вопросы непосредственно представителям силовых структур. Общественный совет состоит не столько из чиновников, сколько из представителей гражданского общества. Чиновники приглашаются на заседания и выступают с соответствующими докладами, а также отвечают на вопросы. Здесь мероприятие достаточно открытое. Есть сайт Совета, там все прописано. Следующее заседание у нас будет проходить в администрации Заволжского района, и будут обсуждаться все вопросы, поступившие на данный момент. Другое дело, еще раз напомню, мы не карательный орган, мы не уполномочены никого наказывать. По результатам заседания Совета готовится соответствующее обращение чиновникам, и мы отслеживаем, что было сделано. Естественно, прямо указать, что нужно сделать, мы не можем. Но существуют и другие инструменты по воздействию на нерадивых чиновников в этой области. Поэтому, я считаю, внимание и ответственность со стороны муниципальных служащих должна быть достаточно высокой.

Подготовил Артем Селиверстов