Творческий импульс вышивальщице и художнице из Нижнего Новгорода Наталии Опариной дает чтение Книги Книг – Библии.

В Ульяновском музее народного творчества сейчас представлены ее панно на выставке «Вышивка. Библейские мотивы». В наш город экспозиция прибыла из Москвы, где работы Опариной тоже участвовали в одном из выставочных проектов.

На ткани при помощи различных техник вышивания у художницы проявляются Дева Мария с Божественным младенцем, ангелы, райские сады, одежды Иосифа… Есть и сюжетные работы: борется с ангелом Яков, мчатся по первому снегу таинственные всадники… Все это глубокие по смыслу работы, пронизанные символами, над ними можно долго размышлять, сопоставлять свои представления о той или иной евангельской истории с представлениями автора вышивок.

Но их и просто интересно лицезреть. Образы преподнесены в наивном стиле, от них исходит тепло, детская непосредственность, наивность. Панно отличает цветовая деликатность, композиционная чистота, декоративность и орнаментальность. Интересно, что в орнаменты вышивальщица часто вписывает соответствующие тексты из Книги Книг которые расставляют смысловые акценты.

К Библии Наталия обращается постоянно.

– Я вдохновляюсь текстом, – говорит она. – Библия – сложная книга, в ней много слоев: исторический, религиозный, литературно-поэтический. Последний мне наиболее близок. Когда я читаю Библию, у меня появляются ассоциации с определенной картинкой. И дело техники, как ее воплотить.
На вопрос, почему она выбрала для создания своих творений ткань, нитки и иголки, Наталия отвечает так:

– Кому-то ближе холст и масло, кому-то – резец. Я же «понимаю» текстиль. Если вспомнить библейскую притчу, то в ней рассказывается о том, что если в землю упадет горчичное зерно, то прорастет горчица, если виноградная косточка – виноград. Каждый человек должен «прорасти» определенным делом. Я «проросла» вышивкой, это мое предназначение.

Вышивальщица признается, что во время творческого процесса чувствует себя канатоходцем, который должен держать равновесие. Чтобы не упасть с каната, по ее словам, необходимо достичь внутри себя равновесия и тишины, и тогда жизненные проблемы уходят на второй план, и открывается путь, по которому можно смело идти.

Яркой особенностью творчества Опариной является то, что образы и сюжеты ее вышитых картин богато орнаментированы.

Она объясняет:
– Что такое орнамент? Это ритмично повторяющиеся элементы. Ритму подчиняется все на свете. Смена времен года, времени суток. Человек рождается с ритмом своего сердца и так далее. Мои орнаменты искусствоведы почему-то считают стилистически ранневизантийскими. Кто-то говорит о белорусских мотивах. Возможно, в моих работах сказывается генетическая память и о моих польских предках. Она есть во мне, кроме русской, мордовской и украинской.

Вообще-то, Наталия – экономист с университетским образованием. Вышивкой занималась с детства. Судьба распорядилась так, что она вышла замуж за художника, который всегда поддерживал творческие устремления жены, помогал ей раскрыть свой художественный дар.

– Я никогда не ставила цель стать художником, – рассказывает Наталия. – Была, как ребенок, ориентирована на процесс. Вышивка доставляет мне истинное удовольствие. А раз так, то и результат будет.

И действительно, ее работы заинтересовали искусствоведов.
Опарину начали приглашать участвовать в выставках. Первая состоялась в Москве в 1995 году. Позднее ее работы были отмечены золотой медалью III Всероссийской выставки-конкурса «Вышитая картина» 2002 года.
Она лауреат IV Международного фестиваля декоративного искусства «Незабытые традиции». Произведения художницы находятся в собрании Государственного дома народного творчества, в частных и корпоративных коллекциях в России, Великобритании, США.

Необычная история связана с ее книгой «Вышивка. Библейские мотивы», которая вышла в одном из московских издательств. Наталия случайно узнала, что иллюстрации с ее вышитыми ангелочками из этой книги попали в анимационный фильм «Про Егория Храброго», и в титрах есть ссылка на ее авторство. Его создатель – самодеятельный передвижной театр кукол «Ученый медведь» в Москве.

– Для меня это было как подарок, – делится Наталия. – Я связалась с авторами этого мультика. Они мне искренне обрадовались и сказали, что пытались найти меня, чтобы получить разрешение на использование моих работ, но безуспешно. Им даже кто-то сказал, что меня нет в живых. Выплатили мне гонорар. Я подружилась с этими замечательными ребятами, и мы до сих пор поддерживаем отношения.

Очень точно оценила ее творчество искусствовед Вероника Гаранина: «Сквозная основа искусства Наталии Опариной – спокойная уверенность в бесконечной красоте мира, надо только внимательно вглядеться и проникнуться ритмом его прелести, чтобы ответить ему чередой радостных и благодарных отражений». Воистину!